Русская линия

Бывший епископ Рашко-Призренский Артемий (Радосавльевич)


Епископ Артемий (Радосавлевич)Артемий (Радосавлевич) (род. 1935), монах, б. епископ Рашско-Призренский и Косово-Метохийский.
В миру Радосавлевич Марк, родился 15 января 1935 года в селе Лелич около Вальева на родине святителя Николая Жичского.
Закончил начальную школу в родном селе, а затем учился в гимназии в Вальево, по окончании которой поступил в Белградскую духовную семинарию.
В юные годы познакомился с известным сербским богословом и исповедником преподобным Иустином (Поповичем) и стал его духовным чадом. Отец Иустин в это время жил в монастыре Челие, расположенном в окрестностях Вальево, неподалёку от родного дома владыки Артемия. После окончания семинарии, 20 ноября 1960 года в Челие, отцом Иустином пострижен в монахи с именем Артемий.
По благословению духовника продолжает образование на Богословском факультете в Белграде. Во время учёбы на факультете был рукоположен в иеродиакона, а затем в иеромонаха. В 1964 году с успехом заканчивает учёбу в Белграде, и с 1964 по 1968 год преподает в семинарии при монастыре Крка. Впоследствии учится в аспирантуре в Афинах и защищает докторскую диссертацию на тему: «Тайна спасения по учению св. Максима Исповедника». По возвращении на родину назначен профессором Призренской семинарии, но уже через год, по благословению отца Иустина и владыки Рашско-Призренского Павла, удаляется в монастырь Црна Река, расположенный неподалеку от Нови Пазара.
В течение 13 лет несёт послушание настоятеля этого монастыря. За это время он собрал вокруг себя около 20 молодых монахов. Вверенная ему обитель пережила настоящее духовное возрождение. Некоторые из насельников Црна Реки впоследствии становятся настоятелями монастырей Рашко-Призренской епархии, а один из первых духовных чад архимандрита Артемия — иеромонах Иустин (Стефанович) был впоследствии избран епископом Тимокским.
В мае 1991 года был избран епископом Рашско-Призренским.
Под руководством епископа Артемия в одной из древнейших сербских епархий происходит активное возрождение церковной жизни, развивается издательская деятельность, выходит в свет епархиальный журнал «Святой князь Лазарь». Активно занимался богословской научной работой и переводом святоотеческой литературы. В своих богословских взглядах опирался на исихастскую традицию Святых Отцов и духовное наследие святителя Николая (Велимировича) и преподобного Иустина (Поповича).
Перед началом агрессии НАТО в 1998 году, во время войны и после прекращения бомбардировок владыка Артемий прилагал все возможные усилия для обеспечения безопасного существования и выживания своей епархии и паствы. Еще в 1997 году он объехал ряд столиц европейских государств, в том числе и России, для того, чтобы ознакомить мировую общественность с косовской проблемой. В своих выступлениях он неоднократно подчеркивал ключевую роль в конфликте албанского сепаратизма, который в условиях режима Слободана Милошевича выглядел борьбой за права человека и демократию. Владыка неоднократно посещал США, где встречался с высшими представителями политической власти в Конгрессе и госдепартаменте. Высокопоставленные политики посещали владыку и в монастыре Грачаница, куда он был вынужден эвакуироваться из Призрена в июне 1999 года вместе с народом. Владыка Артемий встречался с президентом США Биллом Клинтоном, которому лично рассказал о положении сербского народа и фактах жестокого террора со стороны албанского населения. Помимо управления епархией владыка исполняет обязанности председателя Сербского национального веча Косова и Метохии.
13 февраля 2010 года Священный Синод Сербской Православной Церкви принял решение приступить к процедуре определения канонической ответственности епископа Артемия за финансовую ситуацию в Рашско-Призренской епархии и освободить его от управления епархией до завершения этой процедуры. Синод заявил, что будет добиваться уголовного преследования лиц из окружения владыки Артемия, несущих наибольшую ответственность в связи с возможными финансовыми злоупотреблениями. 4 мая того же года Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви, большинством голосов принял решение об «умировлении», т. е. почислении его на покой [1].
В сентябре 2010 года стало известно, что Святейший Архиерейский Синод Сербской Православной Церкви принял решение о временном запрете на священнодействия почисленному на покой владыке Артемию до предстоящего второго заседания Святейшего Архиерейского Собора, который примет окончательное решение по этому вопросу. Данное решение связано с деятельностью еп. Артемия, которая расценена как раскольническая. Несмотря на запрет в священнослужении, который был ему объявлен Синодом Сербской Церкви 15 октября 2010, епископ Артемий заявил что не прекратит службу. Во время заседания очередного Архиерейского Собора Сербской Церкви 18 ноября 2010 года был наконец избран новый епископ Рашско-Призренский, а владыка Артемий со своими сторонниками самовольно совершил Божественную литургию в монастыре Дубоки Поток в общине Зубин Поток на севере Косово.
Реагируя на происходящие события, Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви на своем заседании 19 ноября 2010 года признал епископа Артемия виновным в серьезных канонических нарушениях (непослушании Церкви, священнослужении в состоянии запрещения, учинении церковного раскола и попытке захвата власти в православных монастырях) и лишил его архиерейского сана, низведя в разряд монахов [2]. На голосовании Священного Синода 15 апреля 2011 года 22 архиерея Сербской Церкви проголосовали за отлучение бывшего епископа от Церкви, а 12 архиереев — против [3].
Энциклопедия «Древо» http://drevo-info.ru/articles/9020.html


Последние публикации:

17.05.2010 • Српска.РуЕпископ Артемий: Хранитель веры — народ
Интервью владыки журналу «Печат»

17.05.2010 • Русская линияЕпископ Артемий: «Вопрос Косово необходимо было убрать с повестки дня»
В своём первом интервью после Собора СПЦ владыка заявил, что за его удалением из края стоят Запад и сербские власти

14.11.2009 • Православие.Ru«Мы верим в правду Божию»
Интервью епископа Артемия Рашко-Призренского и Косово-Метохийского

16.09.2009 • Православие.RuВера — основание христианского единства

20.07.2009 • Русское ВоскресениеКосово и Метохия
в свете отечественного и международного права

13.07.2009 • Русское ВоскресениеКосово:
мученичество или самоубийство

5.07.2009 • Русская линияХраните Православие!
Беседа главного редактора «Русской линии» Анатолия Степанова с епископом Рашко-Призренским и Косовско-Метохийским Артемием

12.05.2009 • Русская линияКосово и Метохия десять лет спустя
Лекция, прочитанная на филологическом факультете Белорусского Государственного Университета

22.04.2009 • Русская линияГосподь принимает всех
Пасхальное послание Епископа Рашско-Призренского и Косовско-Метохийского Артемия

2.04.2009 • Русская линияЕпископ Артемий: «Косово на кресте, Белград жует жвачку..»

13.03.2009 • Русская линияПравославие и вызовы нашего времени

27.01.2009 • Православие.RuАлбанский геноцид сербов в XX веке: свидетельства церковных архивов

12.01.2009 • Русская линияЕпископ Артемий: «Косово и Метохию может защитить только армия»

12.01.2009 • Српска.РуБелград списал нас со счетов

9.01.2009 • Русская линияРождество в гетто
Взгляд из Косово и Метохии

23.12.2008 • Православие.RuПредание и Церковь

4.10.2008 • Православие.RuКосово: мученичество или самоубийство?

8.09.2008 • Русская линияКому служит Синод?

25.08.2008 • Русская линияБунт в монастыре Высоки Дечаны (август 2008 года)
Официальное заявление

8.04.2008 • Татьянин деньК такому Европейскому Союзу Сербия должна повернуться спиной
Интервью Владыки Артемия газете «Глас ёавности»

Страницы: | 1 | 2 | Следующая >>

Авторы Русской линии

Первые буквы фамилии автора:


Если вы наш автор, то пришлите, пожалуйста, свою фотографию и краткую биографию на адрес rusk@rusk.ru, чтобы мы опубликовали ее, как здесь:
Андрей Александрович Кострюков

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика