Русская линия
Русская линия Владимир Цыганков14.12.2005 

Лествица трезвения

Изучение дореволюционного опыта утверждения трезвости, а также святоотеческого взгляда на природу страстей, к которым относится и наркомания, и алкоголизм, и никотинизм позволяют понять, что истоками этих «химических» зависимостей являются не физиологические или биохимические нарушения, как считает отечественная наркология, но поврежденность души. Зависимости от одурманивающих веществ суть не соматические, но духовно-нравственные заболевания, проистекающие прежде всего от искажения сознания, помрачения ума, а потому требуют духовного лечения и духовно-нравственного воспитания с целью восстановления частично поврежденной личности зависимого человека.

Объектом лечебно-реабилитационного, педагогического и духовного воздействия становится в первую очередь мышление. Конечной целью духовного лечения и духовно-нравственного воспитания является восстановление целостности, устранение поврежденности всех трех разобщенных составляющих человеческой личности: духа, души и тела. Такое оздоровление достигается посредством духовного трезвения, то есть постоянным хранением ума, чувств и воли от воздействия страстей. Преподобный Исихий Иерусалимский (V в.) дает трезвению следующее определение: «Трезвение есть духовное художество, которое <…> с Божией помощью совершенно избавляет человека от страстных помыслов, и слов, и худых дел… Трезвение, если оно постоянно пребывает в человеке, делается для него путеводителем к правой и богоугодной жизни» [1]. Необходимо отметить, что преодоление зависимости не может происходить вне сознательной, упорной и целеустремленной работы самого зависимого человека.

Принципы преодоления алкоголизма и никотинизма нашли выражение в Лествице трезвения для зависимых людей, которая была разработана на основе святоотеческого опыта в нашей Школе трезвения, которая действует в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре при Отделе по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии. Лествицу трезвения можно назвать программой духовного возрождения для тех, кто желает преодолеть алкогольную и/или табачную зависимость.

Первая ступень в Лествице трезвения позволяет посредством проводимых занятий и изучения специальной литературы очистить сознание от пагубных мнений (в том числе «питейных» и «табакокурительных» убеждений), разрушить так называемую алкогольную (табачную) запрограммированность сознания, которая состоит в убежденности в якобы имеющейся пользе от возлияний и сигарет, в необходимости их «употребления» для себя лично. Прежде, чем приступать к нелегкой работе, которая называется «избавление от зависимости», необходимо расстаться со старыми, негативными и вредными мнениями — иначе нелегко найти в себе смелость изменить свою жизнь.

Вполне естественно, что разрушающее действие на сознание людей вносит не только алкогольная (табачная) запрограммированность сознания. Болезнь души вызывается и иными пагубными мнениями, которые вынуждают человека совершать грех. Что понимается под грехами? В чем состоит их зловредное влияние? К каким последствиям они приводят? — Все эти вопросы являются предметами изучения на первой ступени Лествицы.

До занятий в Школе трезвения наши слушатели, как правило, находились в неведении относительно пагубности тех ложных представлений, которые завели их в пропасть греха. По мере понимания опасности прежнего образа мыслей, слушатель Школы приходит к убеждению о необходимости его изменения.

Начало изменения образа мыслей, усвоение трезвомыслия происходит на второй ступени . Подчеркнем, что на этой ступени закладываются лишь предпосылки для изменения, преображения ума, которые вполне возможны, если наш слушатель стремится познать основы вечных, неискаженных истин, содержащихся в учении Православной Церкви. А если такое стремление имеется, то благодать Божия призывает человека к необходимым изменениям души. Святитель Феофан Затворник поясняет: «Благодать только говорит грешнику: „Видишь, куда зашел; смотри же, возьми меры ко спасению“. Она только изъемлет из всегдашних уз его, ставит и держит вне их, давая ему возможность избрать совсем иную жизнь и определить себя на нее. Воспользуется сим — благо ему; не воспользуется, опять будет брошен, опять погрузится в тот же сон и ту же бездну пагубы» [2].

Общей чертой духовного пробуждения от греховного сна под действием благодати Божией становится недовольство человека собой, всем своим поведением, которое он в прошлом уже не раз пытался изменить, но, как правило, безуспешно. Теперь человеку нужно помочь взойти на следующую ступень.

На третьей ступени слушателю Школы трезвения предлагается положить начало самопознанию. Отрезвляющемуся человеку придется вести борьбу с теми негативными чертами характера, которые он приобрел за годы нездоровой жизни. Эти специфические черты характера можно объединить в одно понятие — алкогольная (табачная) личность. Речь идет о следующем. Если алкоголик (никотиноман) прекратил травить себя алкоголем (табачным дымом), но не изжил основные черты алкогольной (табачной) личности, то нормальным человеком он все равно не станет. Что же его ждет? — Возврат к своей зависимости или глубокий невроз. Как в первом, так и во втором случае человек с алкогольным (табачным) складом личности доставит себе и своим окружающим много неприятных минут.

Слушателю Школы трезвения также предлагается осознать, что от зависимости (страсти) невозможно избавиться только лишь собственными силами. Пока зависимый человек надеется «сам бросить пить/курить» или «вылечиться с помощью специалистов», в процессе борьбы с зависимостью ничего принципиально не меняется. В самом деле, что делать, когда самому «бросить» не получается, а лечение у нарколога не помогает? Разочароваться в жизни и самом себе? Закодироваться? Найти более умных «специалистов по избавлению»? Можно и так, только во всех этих случаях добра ждать не приходится. Лишь тогда, когда зависимый человек перестает уповать на себя и «специалистов» (но имеет твердое намерение изменять себя к лучшему, бороться со страстями, готов брать на себя ответственность за свои поступки), в душе появляется спасительная надежда на помощь Бога.

Признание собственной немощи открывает человеку путь к спасению. Неведение, нежелание признать свою болезнь делает человека неисцелимым никакими средствами. Именно потому апостол Иоанн указывает: «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1Ин. 1, 8). Признать свою немощь — признать истину. Над этим признанием следует немало потрудиться, поскольку, как указывает преподобный Никита Стифат, страсти узнаются с трудом [3]. В процессе познания себя, своих немощей, человек открывает свою душу для духовного преображения.

По мере осознания невозможности спастись собственными силами, по мере понимания, что зависимость — смертельная болезнь души, по мере переживания за свое гибельное состояние человек начинает видеть нужду в Спасителе, обретает веру в Него. Такая вера действительно спасает. Подчеркнем, что уповать лишь на собственные силы в избавлении от зависимости крайне опасно, поскольку самонадеянность неизбежно приводит к фиаско — нередко уверенный в себе «трезвенник» неожиданно для самого себя превращается в запойного алкоголика. Этот духовный закон мы часто наблюдаем на судьбах разных самонадеянных людей.

Если человек понял свою немощь, отбросил пагубную самоуверенность, то ему необходимо помочь взойти на четвертую ступень — обрести основы смирения. Именно преодоление гордости («я избавлюсь от зависимости сам»), обретение смирения («я надеюсь на избавление по милости Божией») открывает нам возможность исцеления от страсти, «потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1Пет. 5, 5). Благодать Божия дается человеку не за добродетель и не за труды ради достижения ее, а за рождающееся от них смирение. Нет смирения — напрасны все труды, все добродетели. Почему? Потому что добродетель (например, трезвость) и понесенные труды ради ее обретения при отсутствии смирения приводят к ужасному состоянию — гордости (в добавок ко всем тем малоприятным чертам характера, которые составляют алкогольную (табачную) личность). Печальные тому примеры, к сожалению, встречаются довольно часто.

Пятая ступень — познание спасительных истин православной веры. Святитель Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский пишет так: «Иисус Христос учением Своим разогнал тьму неведения и заблуждений ума человеческого, и весь мир просветил светом Евангелия. И теперь всякий, кто только хочет, может познавать волю Божию и путь, и средства к своему блаженству» [4]. Подчеркнем, что в Школе трезвения не навязывается православное мировоззрение. В ней всего-навсего не предлагается ничего, противоречащее проверенной тысячелетиями системе православного мировосприятия.

Возможно ли полностью избавиться от страсти, не прибегая к духовному просвещению? Наш опыт показывает: нет, не возможно. Невозможно, прежде всего, потому, что с момента совершения первородного греха, падения Адама, человечество духовно повредилось: «непослушанием одного человека сделались многие грешными» (Рим. 5, 19). Это духовная поврежденность, говоря словами митрополита Иерофея (Влахоса), выразилась в ослеплении, помрачении ума: «Мы с достаточной точностью можем утверждать, что падение человека или состояние наследственного греха, заключается… в утрате умом способности функционировать правильно» [5]. Те, кто помышляет преодолеть алкогольную или табачную зависимость без духовного преображения ума, неизбежно оказываются в плену семи злейших, чем бес пьянства, нечистых духов.

Преподобный Максим Исповедник пишет, что помрачение ума вследствие грехопадения проявляется в четырех видах: «во-первых, в ложном знании, во-вторых, в неведении чего-либо всеобщего…, в-третьих, в страстных помыслах, в-четвертых, в соизволении на грех» [6]. Следовательно, возникает потребность в лечении ума, которое святые отцы Православной Церкви называют оживлением, обновлением или очищением. О том, к примеру, говорил Господь Иисус Христос фарисеям, которые заботились только о своем внешнем виде, но пренебрегали внутренней чистотой (Мф. 23, 26).

Оживление, очищение, уврачевание ума совершается только при содействии благодати Божией, которая подается смиренному человеку, противоборствующему греху, сражающемуся против страстных помыслов, просвещающего свой ум светом евангельской истины. Так умственная часть души «очищаясь мало-помалу скорбями подвигов, приходит в свое естественное» [7] состояние.

Подчеркнем, что именно учение Господа нашего Иисуса Христа, хранящееся неискаженным в Православной Церкви, делает ум человека свободным от всякого рода лукавых заблуждений, дает возможность познания воли Божией, обновляя, очищая, просвещая человеческий дух и душу. Потому апостол Павел призывает: «…не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим 12, 2). Именно православная система мировосприятия позволяет человеку ответить на сложнейшие духовно-нравственные вопросы, обрести верные жизненные ориентиры, духовно пробудиться. Первый признак такого пробуждения — беспокойство о здоровье своей души, стремление приложить усилия для своего исцеления от пагубных пристрастий.

Шестая ступень — центральная не только в силу своей расположенности в центре Лествицы трезвения, но и в силу его главенствующего значения для духовной жизни каждого человека. На этой ступени зависимому человеку предстоит самостоятельно принять решительные намерения. Во-первых, принять окончательное и твердое намерение прекратить саморазрушение личности одурманивающими веществами. Во-вторых, начать жить по заповедям Божиим. Безусловно, точно выражает сущность православного учения по данному вопросу святитель Феофан (Затворник), когда говорит, что твердое намерение бросить грех и начать добрую жизнь есть важнейший, коренной, момент в деле духовного оздоровления.

Намерение — это твердый замысел сделать что-то конкретное. Сюда входит и чувственное желание, и осмысленное понимание, и волевое усилие. Таким образом, в твердом намерении жить трезво, по заповедям Божиим, участвуют все составляющие личности человека, что во многом гарантирует успех начинания. Святые отцы Православной Церкви утверждают, что Бог не спасает нас без нас, а святитель Иоанн Златоуст поясняет: «Верен Бог и, дав обещание спасти нас, несомненно, спасет; но — как обещал. А как Он обещал? Если мы сами будем иметь намерение, если будем повиноваться Ему, а не просто, не тогда, когда будем пребывать в бездействии, подобно камням и деревьям» [8].

Седьмая ступень — в надежде на избавление от зависимости слушателям Школы трезвения предлагается смиренно соединить свою волю с волей Божией. В чем заключается воля Божия? В спасении человеческих душ. По слову апостола Павла Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим, 2, 4).

Подчеркнем еще раз: человеку, подвизающемуся на поприще борьбы с бесом пьянства или табачным бесом, следует полностью оставить самомнение, научиться основам смирения. Наш опыт утверждения трезвости полностью согласуется со словами известного афонского старца Паисия Святогорца: «Но, что ни говори, я убедился в том, что если, подвизаясь, человек все равно продолжает спотыкаться и не меняется, то причина в его эгоизме, себялюбии и своекорыстии. Такому человеку не хватает смирения и любви, и это препятствует божественному вмешательству. Сам человек не дает Богу ему помочь. К примеру, если Бог поможет такому человеку преодолеть какую-то страсть, то он припишет это себе и возгордится, потому что решит, что справился со своей страстью сам — без Божией помощи» [9].

Как человек не может видеть без глаз или говорить без языка, точно также он не в состоянии преодолеть свою зависимость без Божией благодати, которая имеет важнейшее значение в деле очищения человеческой души от страстей. Соединить свою волю с волей Божией фактически означает иметь упование на Бога, исполнять заповеди Божии.

Воля Божия, в первую очередь, состоит в том, чтобы человек искренне раскаялся. Именно потому на восьмой ступени нашим слушателям предлагается совершить покаяние и исповедь. В соответствии со Священным Писанием и святоотеческой традицией понятия покаяния и исповеди разделяются. Покаяние человек может совершать всегда, в молитве раскаиваясь пред Богом за совершенный грех. Примером истинного покаяния могут служить дневники святого праведного Иоанна Кронштадтского, в которых он тотчас после малейшего совершенного прегрешения (пусть даже мысленного) приносил покаяние Господу нашему Иисусу Христу. Исповедь осуществляется через священника при условии покаяния кающегося. Таким образом, исповедь и покаяние сочетаются друг с другом. Прохождение восьмой ступени предполагает воцерковление слушателей, крещеных в Православной Церкви и принятие таинства Крещения для некрещеных, обретение православной веры.

Покаяние ( по-гречески — метанойя ) переводится как изменение, преображение ума. Благотворное изменение ума неизбежно укрепляет веру в Бога. Мы обращаем внимание слушателей Школы трезвения еще и на то, что вера должна становиться деятельной. По словам апостола Иакова: «Что польза, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?…вера без дел мертва» (Иак. 2, 14; 2, 20).

Покаяние, выражаемое в делах веры, для зависимых людей предполагает, в частности, их личное участие в утверждении православной трезвости. Оно может выражаться в распространении православной трезвенной литературы, в материальной поддержке Школы трезвения, а также иных формах, которые каждому нашему слушателю предлагается избрать самостоятельно.

Девятая ступень — пост, как сознательная форма самоограничения. Это самоограничение для зависимых людей в первую очередь предполагает полный отказ от всех видов одурманивающих веществ. Главное средство обретения трезвой жизни — обет трезвости как церковная форма оказа от алкоголя и табака.

Пост — не только ограничение для желудка. Пост вводит человека в духовное очищение ума. «Пост, будучи по наружности законом для чрева, в сущности есть закон для ума — пишет святитель Игнатий (Брянчанинов) — Ум, этот царь в человеке, если желает вступить в права своего самодержавия и сохранить их, должен прежде всего подчиниться закону поста. Только тогда он будет постоянно бодр и светел; только тогда он может властвовать над пожеланиями сердца и тела; только при постоянной трезвенности он может изучать заповеди евангельские и следовать им. Основание добродетелей — пост… Очищенный постом <…> способен к приятию Божественной благодати» [10].

Десятая ступень — молитва, основанная на посте. Святитель Игнатий (Брянчанинов) указывает: «Глава добродетелей — молитва; их основание — пост… Молитва бессильна, если не основана на посте, и пост бесплоден, если на нем не создана молитва… Пост отрешает человека от плотских страстей, а молитва борется с душевными страстями, и, победив их, проникает весь состав человека, очищает его; в очищенный словесный храм она вводит Бога» [11].

На этой ступени человек, избавляющейся от зависимости, проходит курс научения домашней и церковной молитве, для чего в Школе трезвения проводятся специальные пастырские беседы. Кроме того, уже много лет среди наших слушателей существует добрая традиция собираться на акафист иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша». На эту соборную молитву приходят как те, кто уже много лет ведет трезвый образ жизни, так и желающие с Божией помощью преодолеть свою пагубную страсть. Кроме того, слушатели Школы трезвения проводят молитвенные стояния и крестные ходы.

Одиннадцатая ступень — воцерковление. Как уже неоднократно отмечалось, духовные истоки страстей исцеляются в духовной Лечебнице — Православной Церкви. Именно здесь посредством священника, духовного лекаря, происходит исцеление человека от страстей через таинственное действие Божией благодати.

Особое внимание слушателей Школы трезвения мы обращаем на благоговение, которое необходимо в себе воспитывать. Как говорил старец Паисий Святогорец, «благоговение есть величайшая добродетель, потому что человек благоговейный привлекает к себе благодать Божию, он становится приемником благодати, и она естественно пребывает с ним» [12]. Также важно понимать, что благодать Божия пребывает в том человеке, который всегда помнит, Кому он обязан исцелением от страсти и не забывает о благодарности, искренне исполняя святые евангельские заповеди.

Исполнение заповедей Божиих должно строиться на внутреннем к тому расположении сердца, на ревности о Богоугождении. Святитель Феофан Затворник поясняет: «Как удерживаясь внешне от дел греховных, можно питать к ним привязанность или соуслаждение в сердце, так равно, делая правые дела внешне, можно не иметь к ним расположения сердечного. Только истинная ревность как добро хочет совершать во всей полноте и чистоте, так и грех преследует до малейших его оттенков. Первого ищет она как насущного хлеба, с последним поступает как с врагом смертельным». [13]

Чем поддержать такую истинную ревность? Святитель Феофан отвечает: «Купец, воин, судья, ученый проходят службу многозаботливую и многотрудную. Чем поддерживают они себя в трудах своих? — Воодушевлением и любовью к своему делу. Не чем иным можно поддержать себя и на пути благочестия"14. Воспитывать любовь к своему делу, поддерживать воодушевление жить трезво, благочестиво наперекор своей лености, вполне возможно для каждого. Помощью в том нам служат православные сообщества и братства трезвости, которые в наше время возрождаются во многих городах России. Православная трезвенная работа дает нам возможность явить себя ревностным исполнителем добрых дел во славу Божию. Без таковой ревности, какие мы христиане? Разве естественно для православного христианина жить вяло, теплохладно, расслабленно? Подчеркнем, что мы ведем речь не об отдельных добрых поступках, совершаемых время от времени, а о перерождении всей жизни, о жизни новой, которая приводит человека ко спасению. Будем помнить, что все земные дела, как говорил преподобный Серафим Саровский, должны стать средством для основной христианской цели — стяжание Духа Святаго Божьего, приготовление к Отечеству Небесному.

Двенадцатая ступень — трезвение, сущностью которого является отсечение поводов к возобновлению пагубной привычки. Трезвение основывается на истинной ревности о Богоугождении. «Истинная ревность о Богоугождении преследует грех в малейшем о нем напоминаниях или намеках, ибо ревнует о решительной чистоте. Не будь этого, сколько нечистоты может залечь в сердце» — поясняет святитель Феофан Затворник [15].

Что необходимо учесть, чтобы избежать возобновления пагубного пристрастия? Необходимо постоянное внимание к себе, своим помыслам, своему внутреннему состоянию, чтобы вовремя заметить и преодолеть различные искушения. Такая невидимая борьба за спасение души на святоотеческом языке называется трезвением. Эта борьба начинается с отсечения вредных помыслов и принятию помыслов добрых, поскольку действие страсти на душу человека происходит именно через помыслы.

Духовное трезвение — не только борьба с помыслами. По слову святителя Игнатия (Брянчанинова) в сущность трезвения входит: «Усердие ко всякому доброму делу. Неленостное исправление церковного и домашнего [молитвенного] правила. Внимание при молитве. Тщательное наблюдение за всеми делами, словами и помышлениями своими. Крайняя недоверчивость к себе (особенно не следует в процессе духовного лечения полагаться лишь на собственные силы — прим. авт.). Непрестанное пребывание в молитве и слове Божием. Благоговение. Постоянное бодрствование над собой. Хранение себя от многого сна, изнеженности, празднословия, шуток и острых слов… Воспоминание о вечных благах, желание и ожидание их» [16]. Надо ли пояснять, что двенадцатая ступень не оканчивается во времени до завершения жизни человека?

Итак, в процессе духовно-нравственной реабилитации зависимому человеку предлагается сделать двенадцать шагов по Лествице трезвения:

ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ. Очищение сознания от пагубных мнений.

ВТОРАЯ СТУПЕНЬ. Усвоение трезвомыслия.

ТРЕТЬЯ СТУПЕНЬ. Познание себя, понимание, что от зависимости (страсти) невозможно избавиться только лишь собственными силами.

ЧЕТВЕРТАЯ СТУПЕНЬ. Обретение основ смирения.

ПЯТАЯ СТУПЕНЬ. Познание спасительных истин православной веры.

ШЕСТАЯ СТУПЕНЬ. Принятие решительного намерения жить по заповедям Божиим, прекращение саморазрушения личности одурманивающими веществами.

СЕДЬМАЯ СТУПЕНЬ. Соединение личной воли с волей Божией.

ВОСЬМАЯ СТУПЕНЬ. Покаяние и исповедь.

ДЕВЯТАЯ СТУПЕНЬ. Пост, как форма сознательного самоограничения.

ДЕСЯТАЯ СТУПЕНЬ. Молитва.

ОДИННАДЦАТАЯ СТУПЕНЬ. Воцерковление.

ДВЕНАДЦАТАЯ СТУПЕНЬ. Духовное трезвение.

Следует отметить, что, во-первых, двенадцать ступеней Лествицы трезвения не имеют ничего общего с так называемой программой «12-шагов» «Анонимных алкоголиков» и «Анонимных наркоманов». Слова «ничего общего» следует понимать прямо, то есть в Лествице трезвения не использовался опыт «12 шагов», не «улучшался», не «видоизменялся», не «оправославливался». Во-вторых, Лествица не является единственным средством, панацеей, концептуальной доктриной, положениями которой слушатели Школы трезвения обязываются строго следовать. Для людей, желающих преодолеть алкогольную и/или табачную зависимость, ступени Лествицы трезвения являются лишь предлагаемым ориентиром в лично выбираемой программе духовно-нравственной работы над собой.

И последнее, что видится нужным отметить. В настоящее время в Санкт-Петербургской епархии духовно-нравственную программу Лествицы трезвения используют Школы трезвения в Александро-Невской лавре (при Епархиальном отделе по противодействию наркомании и алкоголизму), в приходе собора св. вмч. Екатерины (в городе Луге при Александро-Невском обществе трезвости), а также в иных приходских православных трезвенных сообществах.



Примечания:

[1] Преп. Исихий Иерусалимский. О трезвении и молитве. — СПб.: Сатис, 1999. С. 5−7.
[2] Святитель Феофан Затворник. Наставления в духовной жизни. — М.: Отчий дом, 1997. С. 15.
[3] Добротолюбие. Т. V. — М.: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1993. С. 115.
[4] Избранные труды святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского. — Новосибирск: Православная гимназия во имя преподобного Сергия Радонежского, 1997. С. 31.
[5] Митрополит Иерофей (Влахос). Православная психотерапия. — М.: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2004. С. 33.
[6] Добротолюбие. Т. III. С. 202.
[7] Преподобного отца нашего аввы Дорофея душеполезные поучения и послания. — М.: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1900. С. 153.
[8] Св. Иоанн Златоуст. Творения Т. 11, кн. 2. — СПб, 1905. С. 607.
[9] Старец Паисий Святогорец. Слова. Том 3. «Духовная борьба». — М.: Издательский дом «Святая гора», 2003. С. 129.
[10] Творения иже во святых отца нашего святителя Игнатия, епископа Ставропольского. Аскетические опыты. Т. I. — М.: Сретенский монастырь, 1996. С. 133−134.
[11] Там же. С. 133−135.
[12] Старец Паисий Святогорец. Слова. Том 2. «Духовное пробуждение». — М.: Издательский дом «Святая гора», 2003. С. 136.
[13] Святитель Феофан Затворник. Указ. Соч. С. 52.
[14] Там же. С. 54.
[15] Там же. С. 52.
[16] Творения иже во святых отца нашего святителя Игнатия, епископа Ставропольского. Аскетические опыты. Т. I. — М.: Сретенский монастырь, 1996. С. 174.

Владимир Анатольевич ЦЫГАНКОВ,
руководитель Школы трезвения в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре
г. Санкт-Петербург

https://rusk.ru/st.php?idar=15010

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Чеурин Геннадий Семёнович    23.11.2008 19:17
Здравствуйте, Уважаемый Владимир Анатольевич.
Спасибо за представленные "ступеньки" трезвления.
Предлагаю развить тему в части разработки первой ступени, – изучения литературы. На мой взгляд. есть еще, ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ "ступеньки", без которых нынешнее число протрезвившихся настолько, к сожалению, мизерно
Предлагаю найти общее "поле деятельности2.
С уважением. и надеждой на сотрудничество

Чеурин Геннадий Семёнович
Руководитель Учебного Центра по предотвращению социальных и природных чрезвычайных ситуаций ООО «ТМО «ИТАЛЛ», Руководитель молодёжной учебно-оздоровительной экспедиции «Сибирский путь». Научный руководитель Центра экологического выживания и безопасности (г. Екатеринбург).
Действительный член географического общества России. Почетный полярник.
Область научной и практической деятельности:
–обучение методикам предотвращения природных,
техногенных и социальных чрезвычайных ситуаций;
–выживание в природных экстремальных ситуациях без снаряжения;
– русское традиционное нравственно-патриотическое воспитание;
– экстремальное плавание;
–русская конфликтология;
–возможность предотвращения терроризма;
– реконструкция, организация и проведение древнеславянских массовых праздников;
– русская традиционная культура путешествий;
– постэкстремальное восстановление

Работает над проблемами личной и общественной безопасности более 25 лет, в том числе с 1986 г. – со старшими школьниками.
Автор методических пособий по экологии и безопасности:
Общее число научных и публицистических работ по состоянию на 15.11.07 – 224.
Автор, разработчик и ведущий семинара для руководителей и специалистов, работающих с молодежью, а также для методистов и преподавателей курсов экологии и безопасности (Сертификат № 271 от 03.07.2002)


620014, г. Екатеринбург, ул. Чернышевского 1.
Тел. (343) 322-00-54 (дом.) E-mail: www. sibir-put.nm.ru

Страницы: | 1 |

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика