Русская линия
Русская линия Андрей Сигутин01.11.2008 

Что для православных — День народного единства?
На вопросы отвечают священники и миряне

ЭТОТ ДЕНЬ СПАС РОССИЮ
На вопросы отвечает игумен Игнатий (Душеин), благочинный VIII округа Калужской Епархии


— Для Православных христиан 4 ноября — день Казанской иконы Божией Матери (еще в 1649 году указом царя Алексея Михайловича этот день был объявлен государственным праздником) — с 2005 года отмечается как «День народного единства». Отец Игнатий, что бы Вы могли сказать об этом светском празднике, «совпавшем» с церковным?

— Я рад такому празднику, потому что в этот день русским людям действительно есть что вспомнить. Это как раз редкое исключение: обычно светские праздники ничего не дают ни уму, ни сердцу. Возвращение памяти этого дня вселяет надежду на то, что не только церковные праздники будут нести смысловую нагрузку.
Нам пора возвращать историческую память, избавляться от многолетней амнезии, вспомнить — чьи мы дети и кто наши отцы. Это очень полезно: «Да ведают потомки православных земли родной минувшую судьбу».

— 4 ноября мы будем отмечать День народного единства, хотя многие Центральные СМИ (в том числе «Церковный Вестник» и «Радонеж») почему-то именуют сей праздник «День национального единства». Выходит, даже в этом вопросе в нашем народе нет единства и согласия….
Как, по Вашему мнению, все-таки правильно называть данный праздник?

- Фактически это — наш день независимости. Его назвали официально «День народного единства» — и правильно назвали. Действительно это редкий, увы, случай исторического единения всего народа в общем порыве. По сути, этот день спас Россию.

— Позвольте процитировать одно издание: «В сентябре 2004 года Межрелигиозный совет России, состоящий из лидеров традиционных конфессий страны (православия, ислама, иудаизма и буддизма), выступил с инициативой придать 4-му ноября статус государственного праздника и объявить этот день «Днем национального единства». Как должно выражаться «национальное единство» между православным, мусульманином, иудеем и буддистом?

- Может, в осознании того, что всем нам жить вместе на этой земле. В декларировании того, что нам надо жить в мире.
Вот единства духовного между верующими разных религий быть не может, да и не стоит его искать, а вот единство национальное, государственное — может.
Для нас, православных — это азбучные истины. «Брань наша не к плоти и крови» — писал еще святой апостол Павел. У нас нет на земле врагов, даже если мы для кого-то враги. Заповедь «любите врагов ваших» означает, что у нас врагов быть не может, ибо если ты научился любить человека, то он уже не может быть твоим врагом.
Так что единство с иноверцами в плане государственном вполне возможно и даже желательно: нам все равно жить «в одной квартире».

— Ополчение Минина и Пожарского — это единственный пример в Отечественной истории, когда судьбу страны решил сам народ, без участия власти как таковой… А в чем уникальность этого ополчения с духовной точки зрения?

- В том, что именно Церковь стала явным детонатором победы. Была бы победа, если бы не героическое сопротивление Троицкой Лавры, выдержавшей 18 месяцев осады? А келарь Авраамий (Палицин)? Если бы не он, то под Москвой казаки Трубецкого не пришли бы на помощь Кузьме Минину…

— В чем должно заключаться истинное единство нации и какими средствами оно достигается?

- Если касательно нашей русской нации, которая не объединена общим этносом, то залог нашего единства в единых религии, языке и культуре. Уберите одно из этих составляющих и России не будет. Соответственно только этим и можно скрепить наш народ. Но напомню: цель Православия, разумеется, не в этом. Его цели вообще не на земле.

— О чем бы Вы еще хотели сказать по данной теме, что не прозвучало в предлагаемых вопросах?

- Не забыть бы за всеми праздниками самого главного: Христа Спасителя и свои грехи.




ПУСТЬ НИКОГДА БОЛЬШЕ СМУТА НЕ ПРИДЕТ НА НАШУ ЗЕМЛЮ!
Беседа с Екатериной Ильиничной Щулепниковой, кандидатом исторических наук, доцентом Московского городского педагогического университета


— Для Православных христиан 4 ноября — день Казанской иконы Божией Матери (еще в 1649 году указом царя Алексея Михайловича этот день был объявлен государственным праздником) — с 2005 года отмечается как «День народного единства». Что бы Вы могли сказать об этом светском празднике, «совпавшем» с церковным?

- «Совпадение» здесь, действительно может быть только в кавычках. За десятилетия вынужденного атеизма и годы «духовного плюрализма» мы привыкли четко различать: вот это «светское», а это «церковное». Но ведь так думать неправильно. Нельзя отрицать, что Православие — государствообразующая и культурообразующая религия России. Нет без Православия у нас истории. Вне религиозного контекста мы не поймем всю глубину и трагизм событий Смутного времени. Необходимо помнить, что еще до окончательного формирования ополчения, гонец от нижегородцев побывал в Москве у патриарха Гермогена. Семибоярщина и польские оккупанты низложили главу Церкви. И все-таки гонец сумел доставить в Нижний Новгород грамоту от патриарха. Старый человек, умирающий в застенке от голода воодушевил народ на борьбу с иноземными захватчиками, призвал «дерзать на кровь», собирать поход на Москву и «освободить ее от польских людей». Подвиг священномученика сделал возможным спасение страны. Мог ли Кузьма Минин в своей знаменитой речи отделить Московское государство, которому призвал помочь от православной веры, за которую призвал постоять? — Конечно, нет. Мог ли князь Пожарский, чьи ополченцы штурмовали Китай-город в день празднования Казанской иконы Божией Матери, представить победу без Ее заступничества? — Конечно, нет. Так что, праздник одновременно получился и церковный, и светский. Как никакой другой день, он — напоминает нам о великой созидающей и объединяющей роли Православной Церкви в истории нашей страны. То, что 4 ноября объявлено выходным днем дает православным верующим прекрасную возможность посетить храмы, помолиться и вспомнить предков, сражавшихся за свою Родину и Веру.

— 4 ноября мы будем отмечать День народного единства, хотя многие Центральные СМИ (в том числе «Церковный Вестник» и «Радонеж») почему-то именуют сей праздник «День национального единства». Выходит, даже в этом вопросе в нашем народе нет единства и согласия….
Как, по Вашему мнению, все-таки правильно называть данный праздник?

- О терминах, как известно, не спорят, а договариваются. Слова «нация», «национальность», «национальный» многозначны и непросты для понимания. Поэтому название «День народного единства» мне кажется более подходящим. Хотя, возможно, лучше было бы назвать праздник днем не народного, не национального, а гражданского согласия. Этот современный термин был бы более понятен сегодняшним россиянам.

— Позвольте процитировать одно издание: «В сентябре 2004 года Межрелигиозный совет России, состоящий из лидеров традиционных конфессий страны (православия, ислама, иудаизма и буддизма), выступил с инициативой придать 4-му ноября статус государственного праздника и объявить этот день «Днем национального единства». Как должно выражаться «национальное единство» между православным, мусульманином, иудеем и буддистом?

- Именно поэтому термин «национальное единство» меня смущает. Мне кажется, правильнее говорить о единстве народном и гражданском в нашем многонациональном Отечестве. Единство между православным, мусульманином, иудеем и буддистом может быть выражено в любви к своей стране, и стремлении ее сберечь. Любой нормальный человек, какого бы он не был вероисповедания, не может хотеть развала России. Каждый житель России должен помнить день, когда его страна была спасена от иноземного гнета и разорения. Все вышесказанное относится только к традиционным для России конфессиям. Разного рода тоталитарные секты и оккультные учения, подобно самозванцам XVII столетия наносят стране непоправимый вред. С ними никакого единства быть в принципе не может.

— Ополчение Минина и Пожарского — это единственный пример в Отечественной истории, когда судьбу страны решил сам народ, без участия власти как таковой… А в чем уникальность этого ополчения с духовной точки зрения?

- Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно вспомнить, что послужило причинами грозных потрясений, пережитых Россией 400 лет назад. Разумеется, свою роль сыграли и династический кризис, и захватнические планы соседней Речи Посполитой. Но едва ли не главной предпосылкой Смуты стали тяжелые социальные противоречия. Происходило закрепощение крестьян, фактически было отменено старинное «правило Юрьева дня». Это создало базу для недовольства народных масс. Накопившаяся ненависть принесла страшные плоды. Пришла в движение казачья вольница. Дворяне стремились возвратить себе беглых крестьян. Борис Годунов расправился с боярской оппозицией. Как только трон под Годуновым зашатался, и началась самозванщина, боярские группировки занялись интригами и борьбой за власть. Все были против всех. Недаром Н.М. Карамзин называл Смуту «развратом всех сфер общества». Боярский царь Василий Шуйский «аки бес» вскочивший на царство, справиться с ситуацией не смог. Когда Семибоярщина позвала на русский престол королевича Владислава, когда Москву оккупировал польский гарнизон, а Север страны захватили шведы, Россия оказалась под угрозой потери национальной независимости. Но не было единства среди русских людей. Напротив, социальный взрыв достиг своего апогея. Вспомним печальную судьбу Первого ополчения, сформированного в Рязани в начале 1611 года. Ополчение смогло подойти к Москве, где вспыхнуло восстание против Семибоярщины и поляков. Казавшаяся близкой, победа не состоялась из-за конфликта между казаками и дворянами. Лидер ополчения талантливый организатор Прокопий Ляпунов был вызван на казачий круг и убит. Ополчение распалось. Московское восстание было подавлено. Чудом, иначе не скажешь, был спасен тяжело раненый Дмитрий Пожарский. Духовная уникальность Второго ополчения состоит, конечно, не в разрешении социальных противоречий. Посадский староста Минин и князь Пожарский, люди из разных слоев общества, такой цели не ставили. События конца 1611—1613 годов уникальны тем, что духовное единство народа было поставлено выше классовых, социальных и клановых интересов. И казаки, и дворяне, и крестьяне, и посадские люди — все ощутили себя единым народом, сражающимся за единую страну и истинную веру. Очень показателен эпизод, произошедший во время уличных боев в Москве 24 августа 1612 года. Задачей ополченцев было не дать посланному королем Сигизмундом III, гетману Ходкевичу соединиться с польским гарнизоном, находившимся в Кремле. Казаки атаковали укрепление на улице Ордынка, а дворянская конница не успела поддержать атаку. И вновь назревал конфликт, угрожавший распадом ополчения. Казаки отказывались сражаться за дворян. Положение спас келарь Троице-Сергиевой лавры Авраамий Палицын. Он обратился к казакам с пламенной речью. «Неужто же, братья, милая, вы погубите теперь все дело» — сказал Авраамий. Горячее слово монаха воодушевило казаков. Были забыты старые распри и обиды. Слаженные действия конницы и пехотинцев позволили выиграть тяжелый бой. Ходкевич был отброшен от Москвы. В памятный нами день 22 октября (4 ноября) 1612 года именно казаки начали штурм и заняли Китай-город. И еще: руководители и участники ополчения подали пример бескорыстного служения Отечеству. В последние годы СМИ насаждали у нас абсолютный эгоизм и безнравственность. Сколько раз с экрана телевизора и со страниц различных изданий навязчиво звучало: «Будь успешным!», «Бери от жизни все», «Делай карьеру». Подобная идеология разлагает и губит народ. По меркам своего времени состоятельный торговец Минин был весьма успешным человеком. Но, обращаясь к жителям Нижнего Новгорода, он сказал: «Да не только имущества не пожалеем продать, а дворы свои, и жен, и детей заложим». Минин и сам отдал почти все, что имел «на строение ратных людей». После победы народные герои получили весьма скромные должности. Минин стал думным воеводой, Пожарский был отправлен воеводой в Можайск. Но они не думали о карьере и не искали для себя выгоды.

— Давайте обобщим всё Вами сказанное: в чем должно заключаться истинное единство нации и какими средствами оно достигается?

- Истинное единство нации это, прежде всего, духовное единство. А достичь его можно только полным отказом от личного и социального эгоизма, от мысли, что «своя рубашка ближе к телу».

— О чем бы Вы еще хотели сказать по данной теме, что не прозвучало в предлагаемых вопросах?

Предстоящий праздник напоминает нам о великой исторической дате — дне освобождения Москвы от польских интервентов. Историческое знание выполняет в обществе много функций. Думается, главная из них — воспитательная. Воспитательную функцию выделял еще «отец истории» Геродот. Подвиг Второго ополчения — один из самых ярких в нашей истории уроков нравственности и патриотизма. Говоря, о народном единстве, мы должны помнить, что бывает, когда этого единства нет. Смута принесла нам неисчислимые бедствия. Около половины населения России погибло. Экономика была отброшена на столетие назад. Россия понесла колоссальные территориальные потери. И все же страна была спасена, благодаря мужеству и самоотверженности русских людей всех чинов и сословий. Поздравляю все с праздником, желаю духовного единства, мира и согласия. Пусть никогда больше Смута не придет на нашу землю!




ЕДИНЫ ЛИ МЫ В ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА?
На вопросы отвечает иерей Игорь Чистюхин, кандидат педагогических наук, г. Орел.


— Для Православных христиан 4 ноября — день Казанской иконы Божией Матери (еще в 1649 году указом царя Алексея Михайловича этот день был объявлен государственным праздником) — с 2005 года отмечается как «День народного единства». Что бы Вы могли сказать об этом светском празднике, «совпавшем» с церковным?

- Ну, всем понятно, что в 2005 году это было попыткой заменить 7 ноября этим праздником. Демократы согласились на то, чтобы оставить этот день выходным, а коммунисты примирились с тем, что называется праздник теперь по-другому. Это компромисс между СССР и РФ, впрочем, как и современный гимн — «хотели как лучше, получилось как всегда». Это — гибриды, подобные мулам, не дающие потомства.
Вопрос в том, останется ли этот день альтернативой 7 ноября или же действительно превратиться в государственный праздник, который пока не понятно что выражает. Если его воспринимать в контексте 7 ноября, то я согласен с мнением одного из участников форума на сайте BBC: «Для меня это не праздник. Мне 38 лет, и я никогда не буду поднимать тост за коммунистов. В этот день нет согласия и примирения, только скорбь за погибших и изнасилованную страну. Поднять бокал в этот день — то же, что поднять бокал за NSDAP и Адольфа Гитлера».
В контексте 7 ноября новый праздник бессмыслен по своему названию и сути, т.к. не имеет никакого отношения к 4 ноября. Если же мы его все же приурочим к освобождению России от поляков, то это будет исторический и церковный праздник, — день памяти этого особого события, — но никак не народного, тем более, национального единства. Если воспринимать народное (национальное) единство в контексте спасения Отечества от иноземных захватчиков, то нужно констатировать, что мы отстояли свою государственность не только в тот день, — это было не раз в нашей истории. Давайте назовем эти события:
- Ледовое побоище — спасение от немецкого порабощения, причем духовного, ведь это был крестовый поход на Русь.
- Куликовская битва — от окончательного порабощения татаро-монголами.
- Освобождение Москва от поляков в 1612 г.
- От французского нашествия в 1812 г.
- От немецкой оккупации в 1941−45 гг.

Как видим дат хватает, но ни одна из них не может претендовать на главенствующее значение, исчерпывающее понятие «Спасение Отечества», в своей 1000-летней истории. Но если все же остановиться на какой-либо дате, то логичнее было бы оставить 9 мая — день спасения Отечества от иноземных захватчиков — как государственный праздник; 4 ноября — днем Казанской иконы Божией Матери, как церковный праздник; 7-е же ноября забыть как страшный сон. Но пока живы люди старшего поколения они упорно будут отмечать этот день (7 ноября), который можно назвать Днем гражданина бывшего СССР.

— 4 ноября мы будем отмечать День народного единства, хотя многие Центральные СМИ (в том числе «Церковный Вестник» и «Радонеж») почему-то именуют сей праздник «День национального единства». Выходит, даже в этом вопросе в нашем народе нет единства и согласия….
Как, по Вашему мнению, все-таки правильно называть данный праздник?

- По моему мнению, действительно в нашем народе нет единства и согласия. Какое же согласие и единство может быть в нашем государстве, когда в Казани местные националисты, совершенно легально, около 20 лет подряд (!) 12 октября празднуют «День памяти защитников Казани» от войск Грозного. Так мы можем зайти очень далеко.
И суть вопроса заключается здесь в отсутствии единой идеологии государства, мировоззрения страны, которое основывалось бы на какой-то системе ценностей. Мы до сих пор не можем понять, в какой стране живем: сегодняшняя Российская Федерация это преемник СССР, или Российской Империи? В начале 1990-х годов мы создали совершенно новое государство, которое не связанно преемственно с той Россией, которой 1000 лет. Да, теоретически, в учебниках истории мы это признаем, но на деле, т. е. в повседневной жизни все то, чем жил русский человек, очень далеко от того, чем сегодня живем мы. Очень важно понять, что Россия по природе своей была многонациональной имперской державой, в которой народ ощущал государство как одно из своих высших личных ценностей. Это совершенно непостижимо для Запада, где в священный принцип возведены индивидуализм и частный произвол. Под влиянием и воздействием этого Запада, идея индивидуализма постепенно начинает брать верх над тысячелетней русской идеей священности государства, как святой общности народов его составляющих. Мы постепенно модернизируем всю свою жизнь по западному образцу — в первую очередь религиозную сферу, потом духовную, затем интеллектуальную и, наконец, материальную, теряя свою уникальности и своеобразие.
По моему мнению, нам нужно установить следующий праздник: День независимости от чуждых идей или День тысячелетнего своеобразия русского пути.

— Позвольте процитировать одно издание: «В сентябре 2004 года Межрелигиозный совет России, состоящий из лидеров традиционных конфессий страны (православия, ислама, иудаизма и буддизма), выступил с инициативой придать 4-му ноября статус государственного праздника и объявить этот день «Днем национального единства». Как должно выражаться «национальное единство» между православным, мусульманином, иудеем и буддистом?

- Религиозное единство, конечно же, не возможно. Православные никогда не признают Иисуса Христа пророком, а мусульмане Богом, явившемся во плоти. Так же не признают Его и иудеи, которые до сих пор ждут своего Машиаха. И все (т.е, православные, мусульмане и иудеи) не смогут быть едиными с буддистами. Вероятнее всего представители различных конфессий говорили о национальном единстве. Тогда причем здесь конфессиональность подобного заявления? Абсолютно незыблемой истиной является положение, что перед законом и Законом все нации равны (однако последнее утверждение могут оспорить иудеи, которые, как известно, не считают себя равными с другими народами).
Мне кажется, что в желании «жить мирно», многие запутались в определениях и формулировках, причем настолько, что одно выражение противоречит последующему.

— Ополчение Минина и Пожарского — это единственный пример в Отечественной истории, когда судьбу страны решил сам народ, без участия власти как таковой… А в чем уникальность этого ополчения с духовной точки зрения?

- Это тот пример самодеятельности масс, которая в наши дни практически отсутствует в российском обществе. Сегодня, если на одном конце деревни начнут расстреливать, на другом не перестанут гулять на свадьбе, думая, что до них это не дойдет. Сталинские репрессии и обезбоживание государства сломали хребет (я думаю что навсегда), свободному, самостоятельному русскому человеку, способному постоять за себя, выйти на защиту своего Отечества без государственной машины и власть имущих.
Уникальность того ополчения состоит в том, что оно было создано не как княжеское решение, указание «сверху», а по прямому благословению Троицкой Лавры и благословению преподобного Сергия Радонежского, явившемуся во сне Минину. Это было движение народного духа в защиту своих святынь, прежде всего, а уж потом и рубежей государства. Эту идею выразил протопоп нижегородского Спасо-Преображенсокго храма Савва, когда по окончании Литургии обратился к народу с речью, и начал ее такими словами: «Приидоша дни конечные гибели: гибнет Московское государство и вера православная гибнет». Не только наше государство решили разрушить польские оккупанты, но, что самое важное (и впоследствии эта мысль стала основным двигателем ополченцев) — «непорочную веру Христову в латинскую многопрелестную ересь обратити».

Много обид терпела провинция от Москвы (терпит и сейчас, как это не прискорбно), и когда рушили только этот город, многие оставались к этому равнодушными и держались в стороне, но когда рука оккупантов занеслась над христианскими святынями, тут-то и восстал весь люд русский. Об этом и говорил отец Савва в своей речи: «Не утвердимся ль мы в соединении и не станем ли до смерти стояти за веру христианскую и за святую церковь Успения и за многоцелебные мощи московских чудотворцев?». А уж после этой речи и вступил Минин со своим пламенным призывом «дворы продавать, жен и детей закладывать — и бить челом, — кто бы вступился за истинную православную веру».
Так что не столько страну, сколько веру свою спасали нижегородцы, а затем и всероссийское народное ополчение. В этом и состоит феномен этого движения.

— В чем должно заключаться истинное единство нации и какими средствами оно достигается?

- Много можно говорить на эту тему, но как священник я могу сказать, что истинное, настоящее, непреходящее и вечное единство мы можем обрести лишь во Иисусе Христе, когда уже «нет ни эллина, ни иудея, ни скифа», как писал апостол Павел. Вспомните последнюю молитву Господа Иисуса Христа: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино… И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино» (Ин. 17. 21−23).
Едиными с Ним мы становимся в Церкви, в таинстве Евхаристии. Эту мысль лучше всего выразил приснопамятный архимандрит Иоанн (Крестьянкин): «Церковь Божия объединяет всех верующих таинственным общением и единством жизни во Христе. Объединяет в одно тело вкушающих от Хлеба, Иже есть Христос, от первого до последнего, объединяет и великого, и сильного, и немощного, и слабого, святого и грешного — всех объединяет Церковь, восполняет недостатки немощных и слабых своей святыней и святостью молитв тех, кто сумел во всей полноте отдаться Богу» («Слово в неделю святых отцов Седьмого Вселенского Собора»). Мне кажется, что лучше и не сказать.
Какими средствами достигается единство нации? Я знаю только одно — просвещением людей Светом Христовой веры. Получается ли это? Не всегда и не везде. Возможно, что так до конца и не получится. Ведь истинное единство мы обретем лишь во Царствии Божиим, а здесь на земле мы будем лишь всегда к нему стремиться.

— О чем бы Вы еще хотели сказать по данной теме?

- Разговор на предложенную тему неизбежно выходит на уровень историософии, и здесь от респондента требуется гораздо большее, чем просто обывательское мнение. Необходим анализ всей истории Руси, становления ее государственности, временной утраты и обретения своей независимости. Почему в нашей истории с неизбежностью наступают периоды, когда наш народ неуклонно движется к потере этой самой независимости. Что такое скрыто в русском характере, отчего это происходит? Почему нам нужно иго, нашествие, угроза порабощения и страх перед окончательным истреблением для того, чтобы почувствовать себя единым народом? Вот на эти вопросы нужно в первую очередь дать себе ответ. Это те тайные глубины русской души, которые так никогда не поняты иностранцами. Понимаем ли мы сами их? Вряд ли. Иначе бы циклически не повторялись эти периоды в нашей истории.
В заключение мне бы хотелось вспомнить прекрасный фильм архимандрита Тихона (Шевкунова) «Гибель империи. Византийский урок»: параллели с гибелью Византийской империи просто поразительные. В конце концов, сегодня нам нужно спросить себя, то что сейчас происходит в нашей стране очередной ли кризис государственности либо окончательный ее распад.
Когда корабль начинает тонуть, то его команда бросает все свои силы на его спасение. Когда же наступает критический момент и всем становится понятно, что дальнейшее спасении всего корабля невозможно — начинают спасать людей. Иначе бессмысленная и бесполезная трата сил на ремонт корабля приведем к многочисленным жертвам и лучше эти силы бросить на эвакуацию людей. Так и с государством. Есть период, когда все общественные и религиозные силы должны быть брошены на его спасение. Иначе совсем скоро наступит момент, когда его спасение станет уже невозможным. Мы подошли к такой черте. Еще чуть-чуть и останется только что спасать людей, предоставив России свою участь.
Возможно, это звучит пессимистично, но вспомним Византию начала XV века. Ни одна другая империя в истории человечества не прожила столь долго как Византия. Она просуществовала 1123 года. Для сравнения (данные из фильма архимандрита Тихона): «великий Рим рухнул через 800 лет после основания, Османский султанат распался через 500 лет, китайская империя Цин — через 300, Российская империя просуществовала 200 лет, Британская — 150, Австро-Венгерская — около 100 лет. На территории Византии в период расцвета проживала шестая часть населения земли. Империя простиралась от Гибралтара до Евфрата и Аравии. В нее входили территории современных Греции и Турции, Израиля и Египта, Болгарии, Сербии и Албании, Туниса, Алжира и Марокко, часть Италии, Испания и Португалия. В Византии было около 1000 городов — почти столько же, сколько в современной России». Тогда, перед самым падением этой величайшей Империи, в Константинополе вельможы много кричали о непоколебимости Византии, а в итоге в святую Софию на коне въехал султан. Не произошло бы подобного с Кремлем. Господи спаси и сохрани!




ЕДИНСТВО НАЦИИ ДОЛЖНО БАЗИРОВАТЬСЯ НА РЕЛИГИОЗНЫХ ОСНОВАХ БЫТИЯ
На вопросы отвечает Евгений Данилов, поэт, теле- и радиожурналист, г. Москва


— Для Православных христиан 4 ноября — день Казанской иконы Божией Матери (еще в 1649 году указом царя Алексея Михайловича этот день был объявлен государственным праздником) — с 2005 года отмечается как «День народного единства». Евгений, что бы Вы могли сказать об этом светском празднике, «совпавшем» с церковным?

- Казанская икона Божией Матери была обретена в свое время промыслительно, обнаружена девочкой в 16 веке, которой во сне, как известно, трижды являлась Богородица. И этот праздник — во многом такое же обретение. День народного единства, наконец, введен в наш ареопаг праздников, что, на мой взгляд, — Промысел Божий, ибо нам такой день просто необходим. И то, что этот праздник выпал именно на 4 ноября, думаю, тоже неслучайно. Наверное, это все в высших сферах было прописано. К сожалению, он пока не обрел то значение, которое должен приобрести, но рано или поздно это должно произойти… Россия еще не вышла из состояния гражданской войны, которая хотя и не имеет сейчас таких острых форм проявления, как в годы лихолетья, а приобрела, скорее, латентный характер и является, по сути, холодной гражданской войной — наше общество расколото до сих пор. Поэтому, считаю: такие праздники необходимы. И то, что власти это поняли — уже очень хорошо.

— 4 ноября мы будем отмечать День народного единства, хотя многие Центральные СМИ (в том числе «Церковный Вестник» и «Радонеж») почему-то именуют сей праздник «День национального единства». Выходит, даже в этом вопросе в нашем народе нет единства и согласия…
Евгений, как, по Вашему мнению, все-таки правильно называть данный праздник?

— По поводу названия и терминологии могу сказать, что, на мой взгляд, этот праздник можно назвать как угодно, главное, чтобы он вошел в народное сознание, в менталитет народа. И действительно, это начинает потихоньку происходить. Здесь желание власти и тяга народа все-таки вернуться к своим корням, вновь обрести свою идентичность, мне кажется, совпали. И это хорошо. Мы должны искать точки соприкосновения. Такое количество голов было проломлено в последние годы, столько копий сломано в различных спорах и в борениях, что надо обязательно искать способы объединиться, прийти к согласию. По моему мнению, не принципиально, как этот праздник будет называться — важно, что есть понимание у части элиты, то есть мыслящего населения, что такой праздник нужен. Это самое главное.

 — Мне кажется, что понятие «национальное» единство — более расплывчатое. Потому что один под «национальным» понимает — одно, другой — другое. Поэтому если называть праздник День национального единства, то это еще больше уведет нас в сторону от единства…

- Наверное, всё-таки — да, понятие «национальный» действительно более нечеткое, расплывчатое. Если говорить о Дне национального единства, то надо бы давать определение нации, а здесь есть споры, различные толкования… А народ он и есть народ, здесь всё более-менее ясно. Наверное, День народного единства — более логичное название.

— Позвольте процитировать одно издание: «В сентябре 2004 года Межрелигиозный совет России, состоящий из лидеров традиционных конфессий страны (православия, ислама, иудаизма и буддизма), выступил с инициативой придать 4-му ноября статус государственного праздника и объявить этот день «Днем национального единства». Евгений, как должно выражаться «национальное единство» между православным, мусульманином, иудеем и буддистом?

- Главное, чтобы до драки не доходило… На самом деле, смешно говорить о каком-то национальном единстве. Все это попахивает экуменизмом в плохом его толковании. Национальное единство между, к примеру, иудеем и православным, мусульманином и буддистом, думаю, вряд ли возможно… На самом деле представители этих религий никогда не смогут объединиться. Потому что иудей отрицает Божественное происхождение Христа, и с православным вероучением его понимание уже не может совпасть никоим образом. Мы можем друг с другом здороваться, не доводить дело до баррикад, но надо очень хорошо понимать, что это весьма разные религии. Так же как и буддизм, и мусульманство, которое Христа считает одним из великих пророков, но не признает Его Божественную природу… Есть такое выражение: существует много тропинок, но все они ведут в одно место (к Богу). Однако применительно к данной ситуации — это чисто экуменистический подход к оценке разных религий. Да, тропинок много, но не факт, что они ведут в одно место. Вся земля исхожена, и в духовном плане тоже. Но мы, будучи православными, должны придерживаться своей дороги. Потому что Православие — самая правильная, великая, самая, на мой взгляд, истинная религия. А все попытки соединить несоединимое — абсолютно бесплодны.

— Ополчение Минина и Пожарского — это единственный пример в Отечественной истории, когда судьбу страны решил сам народ, без участия власти как таковой… А в чем уникальность этого ополчения с духовной точки зрения?

- На самом деле, это слишком непростой вопрос. Не хотелось бы углубляться в историю Смуты, но думаю, это далеко не единственный случай в русской истории. Достаточно вспомнить историю гражданской войны. Есть там яркие примеры — выступление в Ижевске, — когда сам народ, ополчение из рабочих, выступило против большевиков. Там тоже никакое начальство не фигурировало. Не было и никаких засланных казачков от тех же «белых». Рабочие сами поднялись на восстание, поняв всю несправедливость нового большевистского режима. А с духовной точки зрения, уникальность этого ополчения в том, что по Промыслу Божию люди объединились, когда Россия стояла на краю пропасти: она должна была быть захвачена и уничтожена и с духовной точки зрения тоже. Потому что поляки представителей православия точно не оставили бы в живых. То есть целью агрессоров было — уничтожить Православие в России, по крайней мере, они всеми силами постарались бы это сделать. Было понятно, что это была не просто смута, а гражданская война с привлечением интервентов — тех же шведов, поляков, казаков, которые тоже играли там достаточно негативную роль. В случае нашего поражения была б уничтожена Россия как некое духовное целое, страна духоносная, перед которой Господь поставил определенную сверхзадачу. Есть два миссианских государства — это Израиль и Россия. Сегодня мы пытаемся вернуть ту значимость, которую Россия когда-то имела. Думаю, конечно, это ополчение возникло неслучайно и неслучайно победило, потому что силы противостояли довольно мощные. Люди того времени поняли, что это за война, и несли последнее, что у них было, жертвовали свое имущество и клали свои жизни на алтарь Отечества. В данном отношении вся эта борьба имеет под собой и духовно-мистическую основу, то есть события тех дней — это не просто эпизод некой гражданской смуты.

— Евгений, в чем должно заключаться истинное единство нации и какими средствами оно достигается?

- Думаю, в нашей стране, как и в любой другой, единство нации должно базироваться на религиозных основах бытия. Сейчас, слава Богу, возрождается Православная Церковь — трудно и медленно, потому что сказываются 70 лет того вавилонского пленения. Мы видим, что ломать, уничтожать, разрушать значительно легче, чем восстанавливать и созидать… Но сейчас все мало помалу выправляется. Конечно, пока нет государственной политики поддержания Православия, и если восстанавливается какой-то храм, то это в большинстве случаев инициатива неких бизнесменов на местах, то есть частных лиц. В госбюджете нет ни одной строчки о выделении средств на восстановление храмов. Хотя государство должно было бы это сделать, потому что в 1991 г. тогдашняя Российская Федерация, РСФСР, назвала себя преемницей СССР, и те долги, которые есть у нее перед Церковью, перед Россией должны быть покрыты. Тем более, экономическое положение страны сейчас достаточно высоко, несмотря на кризис. Поэтому, на мой взгляд, нация может возродиться и объединиться вокруг православной веры. Другого пути нет.

— О чем бы Вы еще хотели сказать по данной теме, что не прозвучало в предлагаемых вопросах?

- Хочу сказать одно: то, что мы эту проблему сегодня обсуждаем, это уже большой плюс. Потому что раньше доминировала у нас советская идеология — как известно, лживая и ведущая Россию в тупик. А в постсоветские времена каждый был занят выживанием. Послеперестроечные годы, ельцинское десятилетие — были также, мягко скажем, нелегким периодом. Хотя и тогда находились люди, которые пытались заниматься осмыслением национального пути России и выстраиванием некоего вектора: они думали о том, куда нам «плыть». Понимаю, что нынешняя власть не идеальна, она тоже несет на себе многие ошибки, грехи, болезни. Но то, что, как ни крути, политика власти и чаяния народа во многом сейчас совпадают — очень хорошо. Это позволит нам мало помалу поднять Россию с колен, ибо пока она с колен не встала в полной мере, но обязательно встанет рано или поздно.




РАЗМЫШЛЕНИЕ О ДНЕ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА
На вопросы отвечает православный писатель Виталий Бондарь, Санкт-Петербург


— Для Православных христиан 4 ноября — день Казанской иконы Божией Матери (еще в 1649 году указом царя Алексея Михайловича этот день был объявлен государственным праздником) — с 2005 года отмечается как «День народного единства». Виталий, что бы Вы могли сказать об этом светском празднике, «совпавшем» с церковным?

- День народного единства мы будем праздновать всего лишь четвертый раз в современной Российской истории. Такой небольшой, даже по человеческим меркам, срок затрудняет понимание того, как воспринимается этот праздник россиянами. Если умозрительно попытаться отделить светскую составляющую праздника от того духовного смысла, которым исполнен этот день, то, наверное, некоторая часть общества воспринимает его, скорее всего, как возможность не идти на работу и провести этот день, согласно собственным представлениям о досуге.
Поскольку дачный период закончен, и на дворе чаще всего стоит осеннее ненастье, горожане проводят его, как обычный выходной, с той лишь разницей, что особо усердно «окормляют» в этот день свою паству телевизионные каналы. Большого единства в их сетках вещания вовсе не наблюдается. Пожалуй, только три-четыре основных канала посвящают достаточно эфирного времени смысловой доминанте дня — празднику народного или же национального единства. В новостных выпусках не забывают также упомянуть о том, что православные в этот день отмечают церковный праздник Казанской иконы Божьей Матери. Как правило, первый и второй каналы включают в новости небольшие видео репортажи о празднике из Казанского собора на Красной площади, а петербургский канал — из Казанского собора на Невском. Патриотическую линию коллективные пропагандисты и агитаторы от телевещания стараются выдерживать, включая в показ ударными связками советские и современные российские ленты. В прошлом году, кажется, показали аж всего экранизированного Акунина и в этом году вновь собираются порадовать народ его «Турецким гамбитом». Трудно сказать, какой способ единения предпочтительнее, свежие, но исторические победы на треть наших футбольных команд или псевдоисторические фильмы, где реальное прошлое с невымышленными личностями служит лишь фоном для виртуальных фандориных. Вероятно, это наш ответ Джеймсу Бонду. Но в любом случае по замыслу телережиссеров объединяющей связкой футбола и кино служит пиво, как в настырной рекламе, так и наяву. Наверное, пиво в чем-то лучше водки, в смысле градуса, но зато оно перспективнее, в плане широты охвата населения целыми поколениями. Пиву, как и любви, все возрасты покорны.
Если же не иронизировать, то хотелось бы иного, как любят сейчас говорить, наполнения светской части этого по смыслу духовного праздника. Небольшая часть народа, православный люд, придет в этот день в храмы, чтобы соборно помолиться Господу и Пресвятой Богородице за себя и за близких, за град свой, отечество, власти и воинство. Многие удостоятся причаститься Святых Христовых Таин и благодарение за Святые Дары принесут в свои дома. Вот эта молитва верующих за град и страну, за власти и воинство вместе с жаждой людей, зачастую далеких от церкви, но исполненных того же чувства к отеческим гробам и родному пепелищу, и есть объединяющее начало.

— 4 ноября мы будем отмечать День народного единства, хотя многие Центральные СМИ (в том числе «Церковный Вестник» и «Радонеж») почему-то именуют сей праздник «День национального единства». Выходит, даже в этом вопросе в нашем народе нет единства и согласия….
Виталий, как, по Вашему мнению, все-таки правильно называть данный праздник?

- Два разных варианта названия одного и того же праздника обусловлены использованием в качестве прилагательного понятий «народ» и «нация». Стоит отметить, что ключевым в названии является все же слово «единство». И тем не менее, термины народный и национальный сами по себе вносят достаточную смысловую разницу. Я не хочу углубляться в существующие строго научные определения этих понятий, в нашем случае вполне достаточным будет разумение разницы в упрощенном варианте. Слово «нация» в русском языке, по сравнению со словом «народ», носит гораздо более яркую политическую окраcку. Возможно, это объясняется тем, что слово «народ» по происхождению — русское, а «нация» — нет. Сравните, как звучит: народники и националисты, лидер нации и народный герой, народный предводитель. Предположим, что россияне — это нация, населяющая Россию, примерно, как американцы — это государствообразующая нация США. Такое сравнение можно допустить, памятуя, что в наших паспортах отсутствует графа об этнической принадлежности гражданина, также, как в американских не пишут: афроамериканец или англосакс. Но далеко не все народы, населяющие Россию, согласны с таким положением вещей. Многие, например, татары хотят, чтобы в их паспортах были специальные вкладыши, в которых указывается их этническая самоиндефикация.
В этом ключе название праздника — День национального единства имеет налет двусмысленности. Что имеется в виду, единство россиян как нации или единство наций, входящих в Российскую Федерацию? Строго говоря, правильнее было бы первое, но сразу возникает вопрос, есть такая нация «россияне» или нет? Для западного обывателя, пожалуй, есть, в том смысле, что они всех россиян зовут русскими, но от этого татары или башкиры не перестанут считать себя таковыми, а вовсе не русскими или даже россиянами. В СССР бытовало мнение, что нашу страну населяют народы и народности, которые и образуют единую общность — советский народ. Слово «нация» по отношению к общности деликатно не употреблялось. После распада Союза остался Российский моноблок, но с федеративным устройством. Можно ли сказать, что русские — это не нация? Нет. А как быть с остальными субъектами федерации? Если сказать, что татары — не нация, татары наверняка обидятся. А эвенки, а коряки, ненцы? Где критерий? Если таковым считать этнический признак, переходящий в топонимическое обозначение субъекта на карте России, тогда как быть с вхождением Эвенкии и Таймырского АО в Красноярский край. Неужели эвенков, долганов и ненцев теперь следует считать красноярцами?
День народного единства такой двусмысленности лишен. Это день единства народа, населяющего Россию. Народа в смысле всех народов, которые объединены Россией во всех смыслах, от территориального до социокультурного.

— Позвольте процитировать одно издание: «В сентябре 2004 года Межрелигиозный совет России, состоящий из лидеров традиционных конфессий страны (православия, ислама, иудаизма и буддизма), выступил с инициативой придать 4-му ноября статус государственного праздника и объявить этот день «Днем национального единства». Виталий, как должно выражаться «национальное единство» между православным, мусульманином, иудеем и буддистом?

- Представители традиционных религиозных конфессий выступили с инициативой придать четвертому ноября статус государственного праздника. Это свидетельство наличия в России не только центробежных сил, но и центростремительных. Вопрос только, кто и что стоит за этими силами. Разумеется, религиозные деятели — это не совсем народные избранники: депутаты, декларирующие свою неразрывную связь с волей электората. Они духовные учителя и наставники, и скорее паства прислушивается к ним, но и обратная связь сохраняется в должной мере. Бывает, что вектор внутреннего народного инстинкта самосохранения направлен в ту же сторону, что и вектор устремлений его вождей и учителей, но бывает и так, что лидеры разворачивают народы в угоду своим амбициям. С экономико-социальной точки зрения распад и дезинтеграция СССР принесли неисчислимые страдания народам. Войны этнические и криминальные, массовое обнищание и безработица заставили очень многих ностальгически вспоминать относительную социальную справедливость, мир, стабильность и порядок, связанные с Союзом. По большому счету, за исключением радикалов, в народной массе россиян есть инстинктивное понимание, что вместе легче преодолеть грозные вызовы нового глобального мирового порядка. Последние примеры с Южной Осетией и Абхазией убеждают нас в том, что интеграционные процессы в России пока превалируют над дезинтеграционными. То, что в Россию массово стекаются граждане бывших советских республик в поисках лучшей доли, говорит не только о более высоком уровне жизни в России, но и об относительной легкости адаптации. Говоря простым языком, люди на собственной шкуре чувствуют разницу, с кем им легче жить и находить общий язык. Никакими обещаниями свободы и процветания в составе Грузии не заманить осетин и абхазов обратно, они, похоже, наелись досыта. В то же время доверие к русским, России и россиянам у них сохранилось в достаточной мере. Причем, это доверие не только к властям, но и на бытовом уровне по отношению к обычным людям, сотрудникам, соседям, одноклассникам. Трудно сказать, к чему приведут интеграционные процессы в России в будущем, скорее всего, это не произойдет по американскому сценарию, и народы России наверняка сохранят свою конфессиональную и национальную идентичность. В Российской Империи не делалось особого упора на этническую принадлежность подданных, основным признаком для статистики являлось вероисповедание. Многие народности и вовсе не владели русским языком, однако ни одно, ни другое не мешало народам сохранять свою самобытность, а Империи — стабильность и процветание. Сказки большевиков о тюрьме народов развеяло время, когда стали доступны исторические документы. Для того, чтобы народное единство не имитировалось по разнарядке один раз в году, а крепло в течение всего времени, надо отказаться от рецидивов и рудиментов большевистской национальной политики, этой бомбы замедленного действия, заложенной такими корифеями взрывного дела, как Ленин и Рудзутак. Необходимо заново переосмыслить национальную политику Российской Империи, разумеется, учитывая реалии сегодняшнего дня.

— Ополчение Минина и Пожарского — это единственный пример в Отечественной истории, когда судьбу страны решил сам народ, без участия власти как таковой… А в чем уникальность этого ополчения с духовной точки зрения?

- Недобрая традиция коварных измен и княжеских братских усобиц, а также боярской спеси и самостийности всегда была актуальна на Руси, а в смутное время стала просто бедой. Помутились умы, потряслись устои, бояре и посадские в Москве присягали на верность и целовали крест польскому князю Владиславу. Патриарха Гермогена лишили сана, заточили в острог и называли расстригой. Но глубинное народное чувство самосохранения ощутило страшную угрозу самому существованию духовной основы русского народа — вере православной, исходившую из католической Польши. Народ ощутил, что пришел враг хуже былого ордынца: те требовали только ясак, а эти пришли по самую душу. Патриарху Гермогену — истинному духовному богатырю земли русской с помощью Божьей и верных людей удалось послать грамоту с призывом к народу восстать на врага. Божьим промыслом в Нижнем Новгороде нашелся человек по имени Козьма Захарьевич Минин-Сухорук невысокого звания, не боярин не воевода, не богатырь, а вовсе земский староста, по ремеслу говядарь, но духовно великий человек. Он и уговорил князя Дмитрия Пожарского возглавить народное ополчение, отдал все свои сбережения на снаряжение и прокорм ратных людей, тем самым подав пример остальным купцам и посадским, и собрал необходимые средства. Убеждая маловеров, считавших, что народное ополчение побьют под Москвой поляки с литовцами да с немцами, а надежды на переменчивых запорожцев и донцов мало, он очень просто и доходчиво объяснял людям, что если не ополчиться, это значит в перспективе потерять все — не только имущество и землю, но и жен, и детей, и саму веру и душу. Иначе говоря, он убеждал людей теми же словами, которые сказал Господь Спаситель: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне». Мф.10,28.

— Виталий, в чем должно заключаться истинное единство нации и какими средствами оно достигается?

- Святой благоверный князь Александр Невский — защитник Земли Русской — сказал замечательные слова: «Не в силе Бог, а в Правде». Стояние в Правде Божьей и Истине — вот подлинный смысл жизни человеческой и существования целых народов.
«Не можете служить Богу и мамоне» — как часто люди и народы забывают эти слова Господа нашего Иисуса Христа в погоне за успехом и процветанием. Бывшая крошечная колония отцов-пилигримов в Массачусетсе превратилась в США — самую сильную и богатую империю всех времен и народов. Коммунистический проект преследовал, по сути, те же цели, разница была лишь в том, что земной раек — коммунизм, в отличие от американской мечты, строился сверху, через коллективизм, счастье всех должно было стать счастьем каждого. В Америке из индивидуального счастья каждого должно было сложиться счастье всех. Господь разрушает эти циклопические вавилонские проекты прямо на наших глазах, казалось бы, на ровном месте рухнул СССР, сегодня терпит крах американская и связанная с ней мировая финансовая система. Деньги, сила и власть, другие ресурсы — всего лишь инструменты в борьбе. Для того чтобы собрать ратников, Козьме Минину понадобились средства, и Александр Невский воевал не только словом, но и мечем. Нефть, газ и золото, обычные вооружения и ядерные ракеты, все это инструменты, которыми не грех пользоваться только в одном случае, если ты стоишь в Правде, противостав мировому злу.
Смута нашего времени заключается в потере ориентиров, люди дезориентированы и не могут понять, где правда, а где ложь. К примеру, глобальные СМИ прожужжали все уши об исламских террористах, в России это тоже отзывается эхом на вылазки сепаратистов на Северном Кавказе. Ложью в данном случае является пропаганда взглядов и мнений об исламе, как агрессивной религии, призывающей правоверных только и делать, что убивать неверных. Ничего общего традиционный ислам с таким взглядом не имеет, и надо это очень четко понимать и разъяснять. Ваххабиты — такие же враги традиционных мусульман, как и христиан, и людей, вовсе далеких от религии.
Надо уметь видеть у соседей, у людей других религиозных конфессий, то хорошее, что у них есть. Разве плохо, что верующие мусульмане не подвержены русской беде — пьянству. А демографическая проблема — это прямое следствие страшного греха детоубийства. Мусульмане жили в Союзе и живут в России, практически, в тех же условиях, что и остальные люди (/представители других религий), но в их семьях рождается столько детей, сколько дает Всевышний. Многие пытаются объяснить это «дикостью и бескультурьем», но дикостью является, как раз иное понимание данного вопроса. Относительно таких вещей, в нравственном смысле, верующие мусульмане стоят в правде, а кто считает детоубийство нормальным явлением — тот лжец.
Это правда, что мы веруем по-разному, но мы все знаем, что Бог Един, что Он Благ и Милостив, что все мы дети Его и что Он однажды спросит нас, как мы жили. Что мы ответим Ему — должно быть главным вопросом нашей жизни. Если мы будем об этом помнить, то мы будем недалеко от Единства.

— О чем бы Вы еще хотели сказать по данной теме, что не прозвучало в предлагаемых вопросах?

- Мы знаем, что война с коварным врагом может закончиться для нас поражением. Возможно, потерпит военную неудачу армия, и увенчаются крахом дерзкие планы в экономике. На войне, которую ведут сегодня силы зла в глобальном мире, используются такие технологии и вооружения, которыми ни Россия, ни ее возможные союзники не обладают. За годы безвременья, в девяностые паритет сил сдерживания в мире серьезно сместился не в нашу пользу. Но даже не в этом самая главная сдача наших позиций. Мы понесли гораздо более серьезные потери в идеологическом и духовном смысле.
Главное уродство коммунистической идеологии заключалось в ее безбожии и пропаганде воинствующего атеизма. Отсюда шли все искажения многих традиционных ценностей, которые в СССР в принципе не подвергались сомнению. Сегодня враг изменил тактику. Разрушив нашу оборону на глубину трех-четырех поколений, он решил, что теперь Бог и Церковь в России не будут представлять для него прежней опасности. В век тотальной толерантности разрешено все, что не запрещено. Разрешили и веру с тем расчетом, что она уже никогда не станет стержнем духовно выхолощенного, бывшего советского народа, по крайней мере, русской его части, внуков и правнуков, православных дедов и прадедов. Православным отводится роль уже не опасных русских «индейцев», с помещением их в духовную резервацию, откуда они и их Церковь, и священство будут восприниматься остальной зомбированной, спивающейся и вырождающейся частью русского населения, как некая экзотическая традиция. Да разрушит Господь планы коварных. Нас хотят сдать в музей истории. «Считает враг: морально мы слабы, — за ним и лес, и города созжены, вы лучше лес рубите на гробы — в прорыв идут штрафные батальоны» (В. Высоцкий.) Мы не святые, мы штрафники, святые остались на том рубеже истории, где они положили жизни за веру и Отечество наше. Но Святая рать в Церкви Небесной возносит за нас грешных Господу неусыпную, неустанную молитву. Пришло наше время, враг уже не у порога, он растлевает наших детей, вламываясь в наши дома, теперь не из телеокон, а как описал это фантатст-пророк Бредбери из телестен с бесконечной чередой бесов-«родственников». Наглые рекомендации растлителей выключить телевизор — лукавы, а советы не смотреть ящик вовсе, наивны, они не для среднестатистических масс. Надежда на то, что ситуация меняется и будет взята обществом под контроль, тает каждый день, она становится все более тревожной и неуправляемой. Парадокс заключается в том, что государство, даже владея контрольным пакетом, исправно финансирует некоторые телевизионные кнопки, оставляя политику каналов в распоряжении миноритарных блюстителей сиюминутных коммерческих преференций и рейтингов. Прикрываясь рыночным реквизитом, фокусники от вещания настырно гнут свою губительную информационно-диверсионную линию и сеют смуту в неокрепших умах и душах. Нет более важной задачи сейчас, чем преодоление смутной немочи. Время мирового экономического кризиса станет переломным для нас и в духовном плане, возможно, оно станет тем очищающим огнем, в котором сгорит вся скверна предшествующих компромиссов и поражений. Общая беда объединяет, как мало что другое, и не зря говорят, друзья познаются в беде. Наверное, в этом и есть ее, беды, экзистенциальный и духовный смысл.

Подготовил Андрей Сигутин

https://rusk.ru/st.php?idar=113478

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Викуля    01.11.2010 19:49
Как празднуется 4 ноября-День народного единства?

Страницы: | 1 |

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика