Как уже
сообщало ИА "Белые воины" в январе-феврале 2008 года состоялся поход на велосипедах по маршруту Великого Сибирского ледяного похода, а именно – наиболее сложному его участку от Красноярска до г. Бабушкин (бывшая станция Мысовая).
Маршрут путешествия был тщательно отработан, а некоторые его участки пройдены во время тренировок. Организатор велопробега – В.В. Черников, рассматривает Сибирский ледяной поход как один из этапов освоения Сибири, начало которому было положено Ермаком в XVI веке. Ранее Черников уже совершил путешествие на велосипеде по маршруту Ермака. Помимо этого, пробег в очередной раз призван напомнить о трагической судьбе участников Белого движения и почтить их память. Напомним, что год назад состоялось
перезахоронение останков одного из вождей Белого движения на Востоке России генерал-лейтенанта В.О. Каппеля и
установка памятника на его могиле в Донском монастыре в Москве .
Предлагаем вниманию читателей отчет о велопробеге, подготовленный В.В. Черниковым специальной для нашего сайта.
"Как и планировал, 24 января я выехал из Красноярска от бывшей станции Минино на д. Частоостровское и, не доезжая с. Атаманово, пересек Енисей по тоннелю, по которому когда-то предполагалось вывозить радиоактивные отходы с горнохимического комбината г. Железногорска (ЗАТО). В тот же день добрался до устья реки Кана, а на следующий день уже пробирался через Канские пороги в сопровождении местного егеря. С помощью последнего на основании мемуаров белогвардейцев и разысканной мною 40-летней давности записи опроса проводника каппелевцев удалось установить место, где В.О. Каппель провалился в полынью, что стало причиной его смерти. Летом намереваюсь поставить на этом месте железный памятный крест.
Кан проехал без приключений, ночью добрался до устья Барги (здесь ныне располагается ЗАТО Зеленогосрк). На следующий день был в Канске. Далее – Иланск, по дороге к которому меня сбила легковая автомашина. Отсиделся на ж.д. вокзале, осмыслил свое путешествие как миссию и, несмотря на ушибы, сломанное ребро и сотрясение головного мозга, решился ехать дальше.
Так и добрался до Иркутска, по дороге давая многочисленные интервью журналистам и местным телекомпаниям.
Ночевал обычно в музеях, у соратников А.С. Новикова, иногда в церквях. Везде говорил о Гражданской войне и Белом движении, приглашал народ на нашу научную конференцию, которая пройдет 6 июня в Канском музее под названием "Зазубринские чтения". Желание участвовать в ней высказали уже более 60 человек, докладов будет порядка 50. У фонда М. Прохорова ("Норникель") просим на проведение конференции грант (обещают).
12 февраля вернулся домой. 1500 км проехал за 18 дней. 7 февраля был на митинге у памятника адмиралу А.В. Колчаку, 11-го переехал озеро Байкал в районе ст. Мысовой.
По возвращению дал интервью "Российской газете", "Комсомольской
правде", "Пресс-лайну", "Интерфаксу", ряду местных изданий и нескольким региональным телекомпаниям.
К морозам привык быстро и уже через четыре дня стало как-то совершенно естественно жить на улице. Это не угнетало. Байкал переезжал в сильный ветер – точно такой же, что достался на долю каппелевцев. И вообще удалось прочувствовать тяготы Ледяного похода в полной мере – всякое бывало, только что тифом не переболел. И морозился не раз, и бронхи застудил, да и ребро постоянно болело, помыться не всегда удавалось, иногда ел только ранним утром и потом – поздним вечером. Еду никогда не просил – люди сами кормили.
Несмотря на тщательные расспросы населения, не удалось найти ни единого факта о "зверствах" каппелевцев. А всякие небылицы "красных" краеведов опровергались самими же местными жителями.
Летом по предложению А.С. Новикова планирую продолжить поход от ст. Мысовая на Посольскую, Улан-Удэ и старым Читинским трактом выйти через Читу на Забайкальск и далее на Харбин и Владивосток. В ближайших же планах – описать свое путешествие и выставить его в Интернете на своем сайте. А как снег растает, продолжу поездки по местам Гражданской войны в нашем крае и в Иркутской области".
Предложения и отклики можно направлять по адресу: veloclub@mail.ru, Черникову Владимиру Васильевичу.
Фотоотчет
|
Канские пороги |
|
В.В. Черников. Участок пробега в Куйтуне |
|
Поклонный крест на реке Утай, где умер генерал В.О. Каппель |
|
Переход через озеро Байкал |