Николай Прюц |
|
Январь-февраль 1918 года
На станции Батайск Владикавказской железной дороги стояли три эшелона: эшелон 1й отдельной батареи с личным и конским составом, под командой подполковника М., Георгиевского кавалера, бывшего командира одной из батарей 30-й артиллерийской бригады, работавшего в Германскую войну на Западном фронте; эшелон Морской пехоты, около семидесяти человек, под командой капитана 2-го ранга Потемкина; они были размещены во втором эшелоне 1-й отдельной батареи; на конце этого второго эшелона, на пульмановской платформе стояли две пушки нашей батареи, ведшие интенсивный огонь по бронепоезду противника; когда последний подошел ближе, то пушка с платформы прямым попаданием повредила его паровоз, и он в облаках пара отошел и больше не появлялся. В третьем эшелоне был размещен спешенный кавалерийский дивизион, около 120 человек, под командой полковника Ширяева.
Между тем Морская рота под командой капитана 2-го ранга Потемкина была снята с эшелона и стянута к вокзалу, который был превращен в укрепленный пункт.
1-я отдельная батарея помещалась в двух эшелонах. Машинисты забастовали и оставили лишь одного машиниста для надзора за паровозами.
Когда положение усложнилось, когда противник начал обходить станцию по реке Дон, было приказано явиться на паровозы машинистам-юнкерам батареи, в прошлом студентам Института путей сообщения в Петрограде, отбывших в свое время летнюю практику машинистов.
В батарее было два путейца, как назывались тогда студенты Института инженеров путей сообщения: Анатолий Михайлович Раскин и Фишер.
Хочу сказать несколько слов об Анатолии Михайловиче, который сыграл исключительную роль при трагическом отходе со станции Батайск.
Я был вместе с ним в одном (восьмом) отделении Константиновского артиллерийского училища в Петрограде, на 11-м ускоренном курсе военного времени и знал его хорошо: среднего роста, сухощавый, всегда уравновешенный, приветливый, с отличными математическими способностями. Будучи вызван на паровоз, он взял меня, как своего помощника, а я в свою очередь порекомендовал ему своего приятеля Сергея Сергиевского; последний был послан помощником на паровоз нашего второго эшелона к Фишеру, где был и машинист-профессионал, все же оставивший доверенный ему паровоз.
Паровозы были под парами. В нескольких словах Анатолий Михайлович объяснил мне, как обращаться с кранами, а сам с уверенностью взялся за рычаги. Эшелон медленно тронулся, и при приближении к железнодорожному мосту через Дон огонь противника усилился. Наконец, мост загрохотал – идем медленно по мосту. Анатолий Михайлович хладнокровно, уверенно, не обращая внимания на пули, вел огромный эшелон, изредка спокойно давая короткие указания, и вывел эшелон 1-й отдельной батареи из окружения.
Второй эшелон нашей батареи был на вторых путях.
Настроенные большевистски железнодорожники перевели все стрелки на станции в тупики.
Когда второй эшелон двинулся, то впереди шли капитан Менжинский, бывший курсовой офицер Михайловского артиллерийского училища, и юнкер Машкин, которые и переводили стрелки, и таким образом эшелон был выведен на главную линию железнодорожной сети.
При переводе стрелок капитан М. был ранен, а юнкер М. убит.
Под сильным огнем второй эшелон тоже перешел через Дон и остановился за мостом, обстреливая с пульмановских платформ орудийным огнем Батайск.
Батарея в продолжение дня защищала мост и потеряла четырех человек ранеными. К вечеру прибыл генерал Марков с юнкерским батальоном и принял оборону моста через Дон.
Морская рота и кавалеристы с большими потерями отошли по льду реки Кейсуг частью к разъезду Заречный, а частью к станице Ольгинской.