Епископ Диомид в вопросах и ответах
- М.Яблоков
30.09.2008 13:44
Святые Отцы о латинстве.
Святитель Марк Ефесский: "Мы отторгли от себя латинян не по какой иной причине,кроме той,что они еретики. Поэтому совершенно неправильно объединяться с ними. Латиняне не только раскольники, но и еретики".
Преподобный Максим Грек: "Я в своих сочинениях обличаю всякую ересь латинскую и всякую хулу иудейскую и языческую".
Преподобный Паисий Величковский:"Латинство пало в бездну ересей и заблуждений и лежит в них без всякой надежды восстания… Латиняне-не суть Христиане".
Святой праведный Иоанн Кронштадтский: "Натворили папы в своей папской церкви много разных фокусов, разных ложных догматов… Это вполне еретическая церковь".
Прп. Феодосий Киево-Печерский: «Нет жизни вечной живущим в вере латинской».
Еще в XIX столетии объяснял преподобный Амвросий Оптинский: «Если же, как сказано, кроме Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, каковою называется и есть Церковь Православная, так сомнительно спасение других вероисповеданий: то почему же в России не проповедуется открыто истина сия? На это ответ очень простой и ясный. В России допущена веротерпимость и иноверцы наравне с православными занимают у нас важные должности: начальники учебных заведений по большей части иноверцы; начальники губерний и уездных городов часто бывают иноверцы: полковые и батальонные командиры — нередко иноверцы. Где ни начни духовное лицо открыто проповедовать, что вне Православной Церкви нет спасения, сановитые иноверцы оскорбятся. От такого положения русское православное духовенство и получило как бы навык и укоренившееся свойство говорить об этом предмете уклончиво. А может быть некоторые, по той же причине, и от всегдашнего обращения с иноверцами, а более от чтения их сочинений, стали и думать снисходительнее в отношении надежды спасения и прочих вероисповеданий».
Преподобный Максим Исповедник так говорит об этом: «Ничто тварное не обоживает и обожение не является достижением естественной силы». Учение католиков о благодати было осуждено Константинопольскими Соборами 1341 и 1351 гг., постановления которых были санкционированы Поместными Соборами всех Церквей. Еще до Константинопольских Соборов осудивших лжеучение о «тварной благодати», в IX веке состоялся Собор отвергший латинское прибавление к Символу Веры, т.н. «филиокве» (лат. – «и от Сына»), утверждающее исхождение ипостаси Святого Духа не только от Отца, но и от Сына. Этот Собор по своему значению также являлся Вселенским, и его постановления были подписаны присутствовавшими на нем легатами Папы Римского Иоанна епископами Павлом и Евгением и кардиналом Петром. Святитель Фотий Великий, называвший «филиокве» вершиной зол, писал: «Кто, пусть даже и ничтожный христианин, снёс бы внесение двух причин во Святую Троицу, Сына и Духа – Отец, а Духа как Отец, так и Сын, разделяя единоначалие (монархию) на двубожие, подрывая христианское богословие не меньше чем мифология эллинов и оскорбляя достоинство Пресущественной и Единоначальной Троицы? Таким образом, снова появляется устремлённая против Святого Духа дерзость Македония, воспроизводя ту же самую церковно-историческую трагедию еретиков-македониан». Перечислив уже в то время существовавшие у латинян иные искажения, святитель Фотий резюмирует: «Но и не осмелься они ни на что другое из перечисленного, одного богохульства в отношении Святого Духа — а точнее, всей Святой Троицы, — которое не оставляет уже места большему, хватило бы, чтобы подвергнуть их тысячам анафем»!
Так, еще Василий Великий обличал в ереси и нововведениях некоторых епископов Рима: "Истины они не знают, и знать не желают; с теми, кто возвещает им истину, они спорят, а сами утверждают ересь" (Окруж. посл. п.7)
|