Модернистское течение в РПЦ
- Сергей Рябуха
28.09.2008 19:52
"Богословие - это удел более образованных людей (ныне, зачастую, неверующих!)". Смотря что понимать под словом "богословие". Возможно, что среди представителей академического богословия могут быть люди неверующие. Но ещё авва Евагрий Понтийский сказал, что если ты истинно молишься, то ты истинный богослов (эта фраза в разных вариантах встречается у многих Отцов). Мне тяжело понять, что имеется ввиду про о. Андрея Кураева и многих других, ополчающихся на догматы, не открыто, а заходящих с тыла? Приведите пожалуйста пример, хотя бы с Кураевым. "...что в традиции Вам мешает, чтобы стать "не номинальным" христианином?" Стать и быть "не номинальным" лично мне уже ни что не мешает. Но когда нецерковные люди заходят к нам в храмы и стоят ничего не понимая из читаемого, поемого и вообще совершаемого, начинают считать что в храм нечего ходить если не нужно кого-либо покрестить, повенчать, отпеть или что-нибудь осветить. А на вопросы некоторых из них отвечают, что так положено, такова традиция. Если так положено ничего в храме не понимать и такова традиция, чтобы было всё непонятно, то такие традиции нужно только искоренять из нашей Церкви. "Почему простые неграмотные люди зачастую крепки верой и духом, им не мешает язык Церкви и традиция?" Возможно, что перед ними не стоит никакой проблематики связанной с верой и они чуствуют себя комфортно ничего не понимая в языке Церкви и принимая те или иные традиции некритически. "Позволительно думать, что одной из причин массового отступничества русских людей от Церкви было состояние богослужения, и эту причину так ясно выявили задолго до революции епископы - пастыри Русской Церкви". "Да причащайтесь чаще..." Так ведь некоторые поучают, что это не в традиции русской Церкви ежелитургийно причащаться. Учат, что катехизис митр. Филарета предписывает от одного раза в год, до раза в месяц. И кто причащается не так - в прелести, бесноватые и болящие. "...Вы предлагаете убрать пост, под предлогом того, чтобы не формализма?!!" Я не предлагаю отменить пост, избавить его от формализма в общецерковной масштабе. Нигде и ниразу я не слышал чтобы говорили о смысле и цели поста, зачем он вообще нужен. Говорится только о том, что можно, а что нельзя вкушать. О цели поста как приготовлении к чему-либо и смысле пробудить в себе жажду и алкание Бога, я только читал. " Простые бабки понимают, о чем идет речь в богослужении, а Вам трудно?" Как раз "простые бабки" и не только, ничего собственно не понимают, они даже и не слушают его. Мне непонятно как можно во время возгласа Миром Господу помолимся ходить по храму, прикладываясь к иконам, совершенно не обращая внимания на происходящее, но ещё делая замечания всем кто рядом находится. И это происходит сплошь и рядом. Если Богослужение не оказывает на людей никакого влияния никак не назидая их, а ещё и делает из них неумеренных ревнителей, того как передавать и ставить свечу, как и где стоять или перемещаться по храму, то они совершенно не понимают его. "Кто мешает Вам изучить язык, более богатый духовно и многообразный по смыслу, изучить литургию вне службы на русском, чтобы понимать?" Мне мешает, то, что его изучить невозможно. Когда несколько греческих, разных по смыслу слов, переводятся одним, то без греческого подлинника разобраться невозможно. У меня дома много словарей, в том числе о. Григория Дьяченко, но что-либо перевести труднопонимаемое не представляется возможным, не имея греческого оригинала. "Читайте Псалтирь, Евангелие дома на русском, соотносите со славянским тектсом. Под себя, духовно неграмотного и ленивого не надо Церковь перестраивать." Да в том то и дело что я много читаю и Библию и Богослужебные книги, знаю наизусть много псалмов (в том числе и 118) канонов, кондаков, тропарей из Постной и Цветной Триодей, Великих и некоторых малых праздников и недельных гласов. Зная наизусть приоткрываешь некоторый новый смысл, но в общем большинство покрыто мраком. Мне очень нравиться читать Пс. и др. учительные книги на русском языке (Синод., Современный и среднеазиатский переводы). Читаю недельные Н.Заветные зачала. И возникает много вопросов. Почему чтения идут не по порядку (даже при каждодневном чтении), а перескакивают через одно или несколько зачал? Остальные, что, не важны? А при посещении людьми в лучшем случае раза в неделю храма, картина получается ещё хуже. Поэтому люди могут ходить деситилетиями в храм и не знать Книги своей Церкви. И лень здесь совершенно не причём, таково состояние нашего Богослужения, которое перестало быть назидательным. Вот, что пишет об этом о. Александ Шмеман:"Позволительно думать, что одной из причин массового отступничества русских людей от Церкви было состояние богослужения, и эту причину так ясно выявили задолго до революции епископы - пастыри Русской Церкви"."Епископы, которые пишут о литургии, почти в один голос просят дать приходской типикон, отличающийся от монастырского". Это было до революции. А это пишет о состоянии Литургии арх. Киприан Керн почти в наше время:«При тайном чтении молитв Церковь: а) лишает верный народ участия в сознательной евхаристической жизни; б) лишает его назидательного содержания литургийных молитв, являющихся, как и весь литургический материал, живым исповеданием церковной веры, откровением народу церковного литургического богословия; в) способствует не укреплению, а именно ослаблению церковного чувства; и, наконец, г) это является причиной того, что народ, ничего не понимающий из отрывочных возгласов… желая удовлетворить свое религиозное чувство, ищет тому других путей». "это увлечение акафистами и молебнами, которые в наших храмах, увы, часто совершаются после литургии", которые наз. "десятой службой" суточного круга (при том, что их только девять). "Кто это "мы", которые не могут, и кто это "мы", которые не хотят?" "Мы" - это наше церковное сообщество. Мы ищем причины наших нестроений не в себе, а во вне: в жидах, масонах, иноверных, инославных, инакомыслящих и т.д. "У меня есть иной пример, когда на занятия в воскресную школу ходят, изучают церковнославянский и службу, учатся петь, общаются и трапезничают после вместе." У меня есть тоже такой пример. В Одессе я знаю один приход, который так собирается после Литургии, где люди изучают Библию, чаёвничают ездят вместе отдыхать (есть ещё один, но там дети и подростки так делают, а взрослые, к сожалению, нет). Ссылку на мнение о. Владимира прочитал. Его взгляды мне идейно не близки. Рад что Вам хорошо в Традиции. Если бы в нашей Традиции было всеобщее причащение за каждой Литургией, гласное чтение "тайных молитв", изучение во время Богослужения Св. Писания и Св.Отеческой письменности, то мне тоже было бы комфортно в такой Традиции.
|