Модернистское течение в РПЦ

  • Владислав Митев     24.09.2008 19:05

    Вот некоторые мои мысли насчет обновленчества. Надеюсь, пригодятся. В Болгарии с обновленчеством сейчас - большая беда. Но к сожалению, оно лукаво использует свой антипод, чтоб скомпрометировать православие. Оно всегда подсовывает фанатизм и говорит: "Вот вам ваше православие. Нравится?.. Нет? Вот мы о чем говорим." Но то, что они нам показывают - это не православие.

    Нелегко увидеть разницу между обновленчеством и отказом принять безмозглый (и что хуже, безблагодатный в духовном отношении) резиноголовый фанатизм.
    И обновленчество, и резиноголовость - это, по моему, одни и те же духовные заболевания. Одно и то же отсутствие Духа Святого, Который один все правильно растолковывает и ведет нас в правильном направлении. Но вот как поймешь - кто лукавый, злостный обновленец; кто заблуждается - просто сбит с толку (блуждает туда-сюда); кто идет прямо по дороге - ни вправо, ни влево; а кто безмозглый и бездуховный фанатик?...

    Есть некоторые критерии, как все это понять, отличить. Нелегко сейчас привести полный список. Но знаю, что на этот счет мой личный авторитет - д. А. Кураев много писал. Кто захочет - может найти и прочитать кое-что. Но в общем, в этом направлении нужно работать. Учиться надо различать духов. Конечно, проще всегда полагаться на кого-то. На старца, на священника... Проще и легче оставаться всегда ребенком под предлогом, что благодатные старцы (оне же все монахи) всегда спрашивали у кого-то благословения, даже когда им в туалет надо было пойти. Но это как раз - очередная ложь. Мы-то не монахи. Мы живем в Церкви иначе, служение наше другое и взрослеть для нас обязятельно - причем другими способами, а не теми, которые пользуются монахи в "лабораторной" духовной чистоте монастыря. Надо читать, обсуждать, учиться, участвовать в богослужении, общаться с братьями и сестрами. Надо благотворить и участвовать в разных церковных делах, строго соблюдать церковные правила и все такое - без исключения. Жить вместе и учиться любить других людей. Любить духовников, любить Церковь, беречь и уважать ее. И вот тогда, в той настоящей, а не виртуальной церковной жизни, нужно неустанно искать Истину. Учиться отличать ложь от правды, Духа Святого от духа человеческой гордыни и т.д. Ошибок не избежать; но не надо отчаиваться, а просто учиться покаянию.

    Между прочим, непонятно откуда эти все безошибочные старцы в монастырях берутся, если они никогда не учились трудом искать Истину, а всегда ее получали от кого-то готовой - как птенцы, прямо в рот. Я слышал на этот счет теорию - что они сначала только смиряются, а потом, когда через некоторое время достигнут высокого совершенства им Бог на все открывает глаза и они сразу становятся премудрыми. Ладно; может, оно так и функционирует в монастыре; но пытаться все это практиковать в мире - опаснейший эксперимент.

    Мы же всегда должны принимать авторитет Церкви и конкретно уважать, считаться с авторитетом тех, кто выше нас в духовном отношении. Должны хранить традиции, быть верными как настоящему, так и прошлому. Без этого мы - просто протестанты. Но и принимать мы должны все с пониманием и с любовью. Совсем не слепо, а пропуская через сердце и через ум, впитывая в себя. И только тогда поймем и правильно поддержим одно или другое мнение (не отдельные индивиды, а вся церковь вместе) - можно ли иногда служить на современном языке и когда? А можно ли священнику читать вслух "тайные" молитвы? А можно ли пропустить какой-то час, когда точно и в каком случае? - и т.д. и т.д. И все это будет не сразу, а постепенно, только если Бог благословит, тогда и таким образом, как Он все это устроит. Это Его Церковь - и она, между прочим, соборная, богочеловеческая, не только моя или кого-то еще.

    Насчет сохранения традиции в богослужении епископ Иларион (Алфеев) говорил немало в Варне, на той Неделе православной книги. Епископ Афанасий Йевтич (СПЦ) тоже. Надо побольше, почаще слушать что нам наши пастыри говорят, особенно на таких международных событиях. Думаю, они не впервые и не только там все это высказывали. Вот, неплохо бы например учитывать их слова (и не только их), и соображать потом самим, что к чему.

    И неправда, что если кто-то гневается - только поэтому он, значит, неправ. Гнев иногда допустим. То, что со "святым гневом" не надо переборщать в форумах - правда, но к сожалению, часто это говорят именно те, кто очень "спокойно", тем не менее сознательно вредят и провокируют людей. А вредят тем, что навязывают свои убеждения - не систематически выкладывая их, а подсовывая их потихоньку, работая на чувствах, впечатлениях, на подсознании. И потом - маленькая такая неистина появляется, хорошо завуалированная, закамуфлированная, так хорошо и правильно выглядящая на фоне всего остального, что и не поймешь сразу что это такое. Потом все повторяется, снова и снова. Мировоззрение тех верующих, имеющих несчастье принимать интернет как "всамделишную церковную жизнь", деформируется в какую-то сторону. А ведь это чаще всего самые интелигентные и способные люди в Церкви. Вот каким образом какой-то агент "честно" выполняет свою работу. А когда его поймают и конечно, начнут возмущатся - он вопит на весь мир, что его обижают и так далее. (Это я в принципе говорю, что так бывает, не хочу обидеть никого.) Вот и получается, что молчать - плохо, а писать и спорить - тоже плохо. Что же делать, ведь мы все-таки как-то должны обороняться?

    Ложь легко бросить в пространство сети. Очень нелегко ее потом изобличить. Одно только ложное, ядовитое по своей сути предложение (в смысле "словосочетание"), иногда требует двух страниц разъяснений - почему же оно на самом деле ложное и опасное. Нелегко набраться такого терпения - зная притом, что читатель скорее всего не захочет читать длинные рефераты и предпочтет поверить складно сформулированной, коротенькой лжи. Вот и некоторые из нас вспыливают. И получает какой-то "Арий" виртуальную пощечину.

    Я это не для ариев говорю и не для людей православного настроя, чтоб они были терпеливее и мудрее. А для тех, кто со стороны смотрят. Мы ведь для них все это перебираем. Мы же со своих позиций не отступим, мы все знаем точно во что (в Кого и как) мы верим. Но некоторые читатели не так уверены. Они даже не коментируют, а только читают. Лучше, чтоб они читали мудро и не соблазнялись. Лукавство всегда очень приятно и мило выглядит. Но кошка страшнее петуха, мышонки. Держите ум в аде и не бойтесь.

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика