Падение Грузии, или почему православные грузины стреляли в православных русских?
- В. Градин
22.09.2008 13:09
/Пока мы, русские не поднимемся с колен и не станем реально сильными, грузины и им подобные шавки, так и будут скалить зубы и тявкать. А посему, не велик грех, если дело дойдёт до драки, ударить в такую рожу кулаком таким, с позволения сказать, братьям, для вразумления./
"Образа в углу, и те перекошены".
"И все хорошее в себе доистребили".
Эти слова Владимир Семенович Высоцкий сказал нам, и про нас. ________________________________________________________
"В этой связи вспоминается великий фильм режиссёра Резо Чхеидзе «Отец солдата» (1964 год). Идёт Великая Отечественная война. Старый могучий крестьянин, Георгий Махарашвили, в исполнении гениального Серго Закариадзе, приезжает из далёкого грузинского села в южнорусский городок, чтобы навестить находящегося в госпитале раненого сына-танкиста. Но оказалось, что тот уже выписался, и старик в дальнейших поисках попадает на фронт. Как и «Судьбу человека», этот шедевр я смотрю всю свою жизнь и не могу насмотреться. Без сомнения, к нему в полной мере приложимы те же слова: «Поистине христианская картина». В начале фильма Махарашвили оказывается среди отступающих советских солдат, которых немцы гонят по загоревшемуся пшеничному полю. Вопреки всему, вместо того чтобы спасаться самому, старый крестьянин хватает рогожу, пытается ею укротить бушующее пламя. И в отчаянии призывает: «Помогите! Хлеб горит». Его не волнует шквальный огонь немецких автоматов. Рядом с ним замертво падают бегущие в панике солдаты, но Георгий не думает о собственной жизни. Кто-то из отступающих кричит ему: «Брось всё... Отходи!» Но старик не может бросить хлеб -Божие творение. Он имеет для него сакральный смысл. На Божественной литургии хлеб прелагается в Тело Христово – И когда они ели, Иисус взял хлеб и благословив преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое (Мф. 26, 26).
Во второй половине фильма, уже рядовой, Георгий Махарашвили вместе со своей воинской частью оказывается в пригороде Берлина. Идёт апрель 1945 года. Тут он видит брошенный виноградник, нежно берёт в руки лозу и по-грузински поёт: «Ты откуда взялась, лоза любимая, обрадовала ты меня, родимая». Вдруг наш Т-34 влетает в виноградник, начинает давить его, и Махарашвили, словно скала, вырастает перед танком. Водитель требует, чтобы старик уступил дорогу, но тот грозно говорит: «Что ты сделал, это же виноград, ты не видишь?!» Танкист отвечает: «А ты видел, что они у нас делали?!» Махарашвили отвечает: «Это они делали, а ты что, фашистом стал. Иди сюда, вот немецкий мальчик (указывает рукой на мальчонку, стоящего неподалёку), иди стреляй!»
Водитель, сразу присмирев, произносит: «Что я, фашист, что ли?» (Вот то самое, о чём говорил нам дядя Боря.) Старый грузинский крестьянин с неподражаемым закариадзевским акцентом продолжает говорить о винограде: «Ему не больно, да? Это же живой, слушай. Ты его не сажал, ты его не пахал, ты его только кушал...» Перед нами удивительно трогательная детская душа, видимо, и не подозревающая, что образ виноградника -один из важнейших в Евангелии. Он символизирует собой мир, сотворенный Отцом Небесным. Виноградная гроздь – это образ соборного единства (ягодка к ягодке!) христиан, то есть Церкви. Виноградное вино прелагается на Божественной литургии в Кровь Господа нашего Иисуса Христа. В Евангелии от Матфея читаем, как на Тайной Вечери Господь, взяв чашу, и благодарив, подал им и сказал: пейте из нея все; ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая, во оставление грехов (Мф. 26, 27-28). В «виноградной» сцене «Отца солдата» запечатлена подлинная христианская любовь. Я предполагаю, что режиссёр, работая над фильмом, мог и не думать об этих тончайших духовно-нравственных связях, но его душа, его сердце и интуиция сами подсказали ему столь гениальное решение. Перед нами поистине грандиозный и в то же время трогательно проникновенный образ православного великоросса-грузина. Надеюсь, нынешняя Грузия ещё не раз вспомнит Георгия Махарашвили. И не только Грузия...
Потрясает финал картины, когда отец находит сына во время боя в одном из зданий Берлина. Сын умирает у него на руках. Последние слова главного героя фильма исполнены библейской глубины, неизбывной родительской боли и христианского смирения: «Как ты вырос, сынок мой, какой ты стал большой. Что сказать матери твоей, сынок?» И слышится нам, что это уже не плач... "
http://www.voskres.ru/army/publicist/schumskij.htm
|