Зачем любил ты Рим, владыка Никодим

  • соц.реалист     14.09.2008 04:15

    Цитата:
      священник Г.Кочетков (газета "Кифа"), будучи студентом Ленинградской духовной семинарии, был иподиаконом ректора ЛДс архиепископа Кирилла (Гундяева) - верного ученика и последователя митрополита Никодима.  


    Вообще, владыка Никодим оставил себя очень много последователей в Церкви, продолживших его далеко неоднозначные по последствиям изменения во внешнецерковной политике и внутрицерковному устройству.

    В этом смысле представляет серьёзный интерес фрагмент исторического очерка о митрополите Никодиме (Ротове) "Серый кардинал" из архива "Новой Газеты" 5-тилетней давности (благодарю Игоря Непомнящего за подсказку):

    "«Никодимовцы» сегодня

    В 1982 году, давая одно из многочисленных интервью зарубежным журналистам, отец Александр Мень отозвался об уже покойном митрополите Никодиме: «Одной из главных его положительных черт была способность не успокаиваться, искать, широта экуменического размаха, энергия. Но мыслил он часто старыми категориями, думая, что создает «политику». А на этом пути любого ждет крах. На практике в его окружении выращивали в основном карьеристов. Он думал, что это будет эффективный инструмент, но оказалось, что на таких людей рассчитывать нельзя. Именно в связи с вышесказанным почти все его ученики отреклись от него, по крайней мере внешне… Сейчас удобнее люди более спокойные, без «идеи». Словом, его эпоха закончилась».

    В то время никто еще не мог предугадать, какое возрождение ожидает русскую церковь в последние годы XX века. А вместе с возрождением высшие церковные посты займут и новые люди. Не секрет, что митрополит Никодим Ротов активно воспитывал учеников и продвигал их на архиерейские посты. Первое рукоположение, которое он возглавил, будучи еще архиепископом, – рукоположение в епископы архимандрита Алексия Ридигера (ныне патриарха Московского и всея Руси). Личным секретарем Никодима был Владимир Гундяев – ныне глава отдела внешних церковных сношений и митрополит Смоленский Кирилл. «Никодимовцами» называют по крайней мере еще полдюжины архиереев, а кроме них множество духовных наставников в провинциальных городах. Например, Иоанно-Богословский Пощуповский монастырь в Рязанской области возглавляет архимандрит Авель, возглавивший отпевание митрополита Никодима в 1978 году… Как раз в последние годы в России начинает появляться искусственно насаждаемое почитание митрополита Никодима: в его честь торжественно служатся ежегодные панихиды, выходят из печати посвященные ему сборники воспоминаний, проводятся научно-исторические конференции. А русский народ, не очень-то задумывающийся над богословскими проблемами, готов откликнуться на эту инициативу «снизу»."

    Таким вот образом сегодня пытаются переписать не только историю России после 1917 года, но и недавнюю историю Русской Православной Церкви в непростые для неё годы. Для того и была послана на "Русскую Линию" статья Андрея Мелькова (http://www.rusk.ru/st.php?idar=113243#form) - попытка вновь "обелить" истинно неприглядный лик "лучшего друга католиков" и председателя экуменического Всемирного Совета Церквей в те годы митрополита Никодима (Ротова). Такие попытки, естественно, как это ни прискорбно, будут продолжаться и далее.

    С публикацией в журнале "Благодатный огонь" и на страницах "Русской Линии" статьи Николая Каверина "Зачем любил ты Рим, владыка Никодим" многое стало понятнее. За это ему особая благодарность!

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика