К вопросу о канонизации Иоанна Грозного
- Гость1
11.09.2008 18:19
Р.Н. Юрьев /Ну, это из разряда высказываний заядлых сталинистов про то, что репрессии 37-го года были нужны для того, чтобы подготовиться к войне./
св. Макарий Невский не был заядлым сталинистом, но он писал, что Грозный спас Русь.
/Бог попускает меньшее зло, но это Его прерогатива/
Не совсем так.
http://www.hramsp.ru/publish/example/index.php?id=12 Третий брак терпится только как меньшее зло во избежание большего зла – распутства (объяснение святого Василия Великого).
http://www.nfhram.ru/gazeta/18.pdf Несомненно, что война есть зло. Но войну оборонительную следует признать, как меньшее зло в сравнении с допущением неприятеля на территорию своей страны и всех последствий агрессии.
Смертная казнь преступника относится также к общественному злу и может быть объяснима необходимостью уберечь благонамеренных граждан от большего зла — грабежа, насилий и убийств.
/иначе можно и Иуду оправдать, примыслив тут себе какую-нибудь благую цель/
Думаю, что предательство Иуды - величайшее зло, а не меньшее.
/из того же Синодика святые (прп. Корнилий Печерский и митр. Филипп)./ А убиение святых – это необходимое зло, борьба с крамолой?/
Знаю, что митрополита Филиппа нет в Синодике. Он есть только в каком-то списке, предпосланном копии Синодика времён Петра I.
На Соборе 1666 года: http://www.magister.msk.ru/library/history/makary/mak5203.htm Никон писал, что, будучи еще митрополитом, он послан был в Соловецкий монастырь "мощей ради св. священномученика Филиппа, митрополита Московского, егоже мучи царь Иван неправедно". Государь: "Для чего он, Никон, такое бесчестие и укоризну великому государю блаженной памяти Ивану Васильевичу всея Руси написал?
В "Житии" не говорится, что Грозный велел убить митрополита.
Не исключено даже, что святой был задушен до прибытия Скуратова в монастырь, чтобы не допустить его встречи со святителем.
Такую версию предлагает к. ист. н. Н. Пушкарева. Иван Грозный: Мучитель или мученик? http://www.bookssite.ru/scr/page_136891.html
Алексей Михайлович писал о гонителях Филиппа: http://www.portal-slovo.ru/history/35630.php Где гонители, где ложный совет, где обаятели, где соблазнители, где ослепленныя мглою очи, где хотящия восприять власть гонимаго ради? – Не все ли зло погибли, не все ли исчезли во веки, не все ли здесь месть восприяли от прадеда моего царя и великаго князя Иоанна Васильевича всея Руси и там месть вечную приимут, если не покаялись.
Вот, оказывается, кто стал "жертвой террора" Грозного.
/Но, неужели "опричный террор" был настолько незаменим и необходим и был "меньшим злом" по сравнению, например, с реформами Избранной Рады???/
Недавно доктор ист. наук, акад. И. Я. Фроянов издал монографию "На путях к опричнине", где очень подробно разобрал вопрос об Избранной Раде, почему её было необходимо заменить. Монографию очень толстая, там подробнейший разбор проблемы, историографии, аргументов и контраргументов - я не могу её здесь излагать. Ознакомьтесь, пожалуйста. Мне кажется, убедительно.
|