Цитата:
Тема не о том, а о последствиях уже свершившегося факта пребывания в 70-х годах прошлого века активиста экуменического воссоединения религий, православного митрополита Никодима (Ротова). Давайте-ка здесь лучше об этом размышлять и не уводить дискуссию в сторону, как здесь некоторые предпочитали делать некоторое время назад.
Давайте, действительно, не будем уводить дискуссию в сторону и порассуждаем, внимательно ознакомившись с одним из фрагментов текста обращения к Поместному Собору Русской Православной Церкви 1971 г. «По поводу новоявленного лжеучения митр. Никодима (Ротова)». Стр 6 из 9:
"Из заявления главы делегации Русской Православной Церкви архиепископа Ярославского и Ростовского Никодима (ныне митрополита Ленинградского и Новгородского) на Всеправославном совещании на острове Родос в 1961 г. по поводу перечня тем для грядущего Всеправославного Собора:
«В параграфе VII "Общебогословские темы" мы считаем излишним оставление в перечне тем раздела "Г": "Приемы борьбы с атеизмом и лжеучениями, как теософия, спиритизм, масонство и т.д." Мы возражаем против этого потому, что распространение христианской веры среди неверия является прямым долгом и задачей каждой Поместной Церкви, которая осуществляет эту миссию. Перевод же этой проблемы в область политических страстей несвойствен Церкви Божией и противен ее задачам и, в силу этого, должен получить всеправославное осуждение. Что касается теософии и спиритизма, то эти лжеучения не представляют общей опасности для Православия. Местные Церкви, где еще существуют эти лжеучения, сами определяют методы борьбы с ними. Масонство, быть может, следовало бы рассматривать как нехристианскую религию. Оно также не имеет всеобщего распространения…»
Журнал Московской Патриархии, 1961 год, №11, стр. 20.ПРИМЕЧАНИЕ СОСТАВИТЕЛЕЙ: «Христианская Мирная Конференция», одним из руководителей которой на протяжении последних 10 лет является Преосвященный Никодим, ныне митр. Ленинградский и Новгородский, была создана в 1958 г. по инициативе преподавателей богословского факультета имени Яна Амоса Коменского в Праге.
В 1964 г. генеральный секретарь ХМК - пастор Ярослав Ондра в своем выступлении на «II Всехристианском Мирном Конгрессе», сказал о взаимоотношении «Христианской Мирной Конференции» и экуменического движения и о возрастании авторитета ХМК в «межхристианских кругах»:
«За период между I и II Всемирными Конгрессами пражского мирного Движения становилось все более ясно, что экуменическое движение в его различных формах понимает, что стремление к христианскому единству не может ограничиваться его рамками, но что экуменическая идея принимает формы, получившие выражение в Центральной Европе несколько столетий тому назад в период тридцатилетней войны, когда последний епископ «унитас фратрум» («Община чешских братьев») Ян Амос Коменский уже соединял экуменическую идею с ириническими попытками». ЖМП 1964, № 10, стр. 22.
О преемственной связи идей ХМК с идеями Яна Амоса Коменского свидетельствовали также такие выдающиеся деятели ХМК и члены общины чешских братьев, как д-р Ян Лохман и д-р Йозеф Смолик (смотри ЖМП 1966, №7, стр. 59).
В то же время известно, что учение Яна Амоса Коменского (1592-1670), получившее во второй половине ХVII века весьма широкое распространение, было положено в основу идеологии Великой Английской ложи, первой исторически достоверной организации франк-масонов. (См., например, И.Г. Финдель. «История франк-масонства», пер. с нем., СПб. 1872 г., том 1, стр.103; см. также статью «Франк-масонство» в энциклопедическом словаре Брокгауза).
ВОПРОСЫ: 1. Как видно из приведенной справки, митр. Никодим является одним из руководителей такой религиозно-социальной организации, идеология которой связана с учением Яна Амоса Коменского.
В то же время с учением Яна Амоса Коменского исторически непосредственно связана идеология масонства.
Возникает вопрос, как митр. Никодим относится к идеологии и практике масонства?
Не считает ли митр. Никодим, что и масонство явилось в истории одной из тех религиозно-социальных сил, которые, по его мнению, способствовали «расширению сферы созидаемого в земных условиях Царства Божия»?
2. Если нет, то не считает ли митр. Никодим, что масонство является не просто одной из «нехристианских религий», подобно исламу или буддизму, но скорее лжеучением не менее опасным, чем теософия и спиритизм, и что поэтому борьба с масонством также входит в задачу Поместных Церквей?
3. Не кажется ли митр. Никодиму, что всякая деятельность Поместных Православных Церквей несомненно подлежит компетенции Православной Полноты и что поэтому тот довод, которым митр. Никодим пытался на Родосском Совещании подкрепить свое предложение об исключении из перечня тем грядущего Всеправославного Собора вопроса о приемах борьбы с такими лжеучениями как теософия, спиритизм и масонство, надо признать несостоятельным?
Примечание Л. Регельсона к публикации «Обращения к Собору» на данном Интернет-сайте: Ввиду острого и зачастую болезненного интереса, который вызывает проблема масонства в среде современной христианской общественности, я считаю необходимым прокомментировать некоторые заявления, сделанные мною вместе с соавторами в 1971 году.
В настоящее время мне представляется ошибочным наше утверждение о том, что «масонство… является лжеучением». Насколько я могу судить по объективным источникам, которые теперь стали доступными, масонство, в отличие от теософии, антропософии и спиритизма, не может считаться «ложным» учением уже по той причине, что оно вообще не является «учением».
Известные исторические деятели - члены масонских лож высказывали самые разные, порой взаимоисключающие религиозные, философские и политические взгляды. Большинство масонских течений разделяло общегуманистические тенденции Нового времени, выраженные, в частности, в трудах Яна Амоса Коменского. Однако, эти расплывчатые настроения не могут быть квалифицированы как учение или идеология масонства.
Многие христиане, в том числе и православные, убеждены в том, что масонство является некоей «антицерковью», которая готовит приход антихриста; эти взгляды получили отражение и в некоторых наших формулировках.
Несомненно, есть серьезные основания для критического анализа масонства, как и любого другого сложного и противоречивого исторического явления. Однако широко распространенная «масонофобия», по моему нынешнему убеждению, есть не что иное, как опасное духовное прельщение. Оно отравляет душу христианина слепой иррациональной верой во «всемогущество» врага - кто бы под ним ни подразумевался; в такой запуганной и озлобленной душе останется ли место для Христа? Как бы нам к тому же не стать несправедливыми обвинителями, т.е. клеветниками, которые приписывают демонический характер обычным человеческим ошибкам, слабостям и прегрешениям! Стоит ли напоминать, как слово «клеветник» звучит по-гречески? Создавая ложный образ врага, мы лишаем себя возможности опознать настоящего антихриста, и тем самым невольно способствуем его пришествию...
Несмотря на то, что за прошедшие годы в моих богословских взглядах произошли существенные изменения и уточнения, я, тем не менее, считаю, что вопросы, поднятые в нашем Обращении к Собору более тридцати лет назад, остаются религиозно актуальными и подлежат общецерковному рассмотрению и обсуждению.
Лев Регельсон, 2007 г.Источник: http://www.apocalyptism.ru/Antinicodim-5.htm