12 шагов навстречу дьяволу, или кому выгодно дискредитировать Церковь

  • Ann     15.11.2006 17:00

    Мир всем, уважаемые участники Русской линии! Позвольте добавить свое мнение. Я - автор статьи "Скажи мне кто твой бог и я скажу кто ты" полная версия статьи на сайте "Нет наркотикам" http://www.narkotiki.ru/ecolumn_6283.html. Я присоединяюсь к мнению Анатолия Дмитриевича Степанова о том, что острые темы нужно не выбрасывать с сайта, а обсуждать, причем в духе любви и терпения! А нам этого так не хватает, да поможет Господь! Теперь, прежде чем приведу выдержки из своей работы, хочу обратиться и к сторонникам АА и к противникам. Братья и сестры, можно по-разному относиться к группам самопомощи, кому-то они действительно помогают, кому-то нет, но по-моему убеждению нужно относиться ко всем этим новшествам с крайней осмотрительностью. Ведь Апостол нас предупреждает, что нет ничего удивительного в том, что и сатана принимает вид ангела света, времена нынче лукавые. В принципе можно придти к Богу и через оккультизм, и через "Мастера и Маргариту" и это не значит, что нужно это предлагать ВСЕМ, а группы АА предлагается вводить во ВСЕХ приходах. Но дело даже не в том, какая система реабилитации будет работать на приходах, в конце концов Господь силен и зло обратить в добро, это несомненно. Но дело в том, с КЕМ ведется сотрудничество. А. Голубков написал о Зыкове то, что известно всем, кто ЗАХОЧЕТ УЗНАТЬ ПРАВДУ (или признать). Его фонд сам свидетельствует о своих делах и я в своей статье даю ссылки, где это можно прочесть. Документ о сотрудничестве Лаховой (в представлении дама, думаю, не нуждается) с о. Ионой, об оказании помощи и поддержке я держала в руках и если это клевета, то я, получается должна не верить самой себе. Все беседы, которые привожу ниже, проводила лично, с каждым согласовывала статью, прежде чем отдать в публикацию. Поэтому, читающий да разумеет... Еще хочу добавить, что глубоко убеждена: не могут люди одной рукой творить дела милосердия, а другой ЗЛО, а конкретно разращать детей, принимать программы по снижению вреда и раздавать презервативы, сотрудничать с "планировщиками" и ратовать о ювенальной юстиции в том контексте, в котором это делается. Я верю, что найдутся люди, которые захотят проверить и увидеть сами то, что увидела я в деятельности Зыкова, Лаховой, фонда САНАМ и иже с ними. Можно и нужно сотрудничать с разными людьми: Господь пришел спасти ВСЕХ, но нужно понимать какие идеи исповедают эти люди, чем дышат, что творят, и смотреть на дела человека, ибо "по делам их узнаете их", или я не правильно это понимаю?
    Выдержки из статьи "Скажи мне кто твой боги я скажу кто ты"

    Беседа первая. С руководителем душепопечительского центра св. прав. Иоанна Кронштадского – иеромонахом Анатолием (Берестовым).
    О. Анатолий, Вы, как руководитель душепопечительского центра, несомненно имеете большой опыт в работе со страждущими людьми. Известны Ваши критические замечания по поводу программы реабилитации алкоголиков и наркоманов «12 шагов». Скажите, чем они вызваны?

    – Я убедился в неэффективности этой программы. Во-первых, она богословски неграмотна – я очень подробно рассмотрел это в моей книге «Возвращение в жизнь», где раскрыл подробно суть первых трех шагов. Этого вполне достаточно, чтобы понять, о чем идет речь. Во-вторых, программа дает людям психологическую установку, которая свидетельствует о невозможности исцеления! Беседуя с людьми, проходившими реабилитацию по этой программе, часто приходится слышать абсолютно безнадежное утверждение: «Я – наркоман» или «Я – алкоголик». То есть, человек не верит в свое исцеление. Спрашиваешь: «Ну, а кто тебе помог?» И в ответ: «Программа 12 шагов». - А как же Бог? И вот тут следует замешательство, после которого человек как бы включается: «Ах, Бог, ну конечно, но все-таки в первую очередь программа…»

    Сторонники этой программы утверждают, что после нее большой процент людей воцерковляется (наверное, это важный аргумент для сотрудничества с РПЦ). Насколько, по Вашему мнению, такое утверждение истинно?

    – Не истинно. Вот в Санкт-Петербурге работает Православная программа – там наблюдаются и случаи исцеления, и случаи воцерковления. Но это совсем другая программа.

    Значит, есть смысл эти «12 шагов» адаптировать согласно христианским принципам?

    – А зачем? У Православной Церкви есть большой положительный опыт. Это и Реабилитационный центр «Воскресение» о. Сергия Белькова, и Дальневосточный центр реабилитации о. Димитрия Голько, и Иркутский о. Владимира Кокорина. Это труды о. Валерия Ларичева и о. Алексея Бабурина. Всего не перечислишь. Ради чего пользоваться сомнительной протестантской программой, когда есть свои наработки?

    О. Анатолий, мне приходилось посещать форумы в Интернете, на которых делятся опытом лечения люди с проблемами зависимости. Много попадалось тревожных высказываний о том, что группы самопомощи очень похожи на секту. Действительно ли присутствуют сектантские нотки в этих группах или это преувеличения людей?

    – Да, «сектантский дух» у них присутствует. Это такие мини-сектанстские сообщества. Например, у меня была группа – отдельная реабилитация алкоголиков. И в эту группу попали несколько человек из групп «12-шаговой» программы. Вели они себя страшно: требовали отдельного врача, отдельных занятий, не признавали авторитета священников… В итоге группу пришлось распустить и набирать заново. Приходилось общаться и с наркоманами, которые имели опыт общения с «АА». «Эти люди как зомбированные и ни на шаг не отступают от программы» – говорили они. Налицо суживание восприятия мира до рамок программы, развитие тяжелой формы гордыни («мы не такие как прочие»), психологическая зависимость от групп «АА». Все признаки «сектантского духа».

    С удивлением прочла, опять же на одном из форумов, что у «АА» форма исповеди несколько странная – они исповедуются «братьям по несчастью», т.е. друг другу. Что Вы об этом скажете?

    – Скажу, что это протестантский вариант исповеди, который не приемлем для православного человека, т.к. это подмена Таинства просто человеческим общением. Иными словами – духовный обман.
    Благодарю Вас, о. Анатолий.

    Беседа вторая. С руководителем Душепопечительского центра им. прп. мч. Великой княгини Елизаветы «Дом милосердия», председателем отдела по работе с медицинскими учреждениями Московской епархии, настоятелем церкви свт. Николая с. Ромашково Московской епархии, протоиереем Алексием Бабуриным.
    О. Алексий, Вы занимаетесь реабилитацией алкоголиков и наркоманов с 1989 г. Примерно тогда же в России появилось движение общества «Анонимных алкоголиков и наркоманов» со своей программой реабилитации «12 шагов». Все шаги этой программы вроде бы говорят о Боге, но смущает такая постановка вопроса: «Бога каждый понимает так, как хочет». Насколько с богословской точки зрения верна или не верна такая установка?

    – Нет возможности подробно анализировать идейное содержание деятельности «АА», т.к. это дело отдельного исследования. Но на одном принципиальном положении их учения я все же остановлюсь. Согласно утверждениям идеологов «АА», алкоголизм – это болезнь, подобная, скажем, сахарному диабету. Поэтому, с их точки зрения, церковь бессильна помочь больным алкоголизмом людям. А вот сообщества «АА» всесильны. Апостол Павел пишет: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6;9-10), а «АА» твердят: алкоголизм – это не грех, это болезнь. Из православных людей никто не сомневается в том, что злоупотребление спиртными напитками – грех. Многократно повторяемый грех переходит в страсть, в данном случае – в пьянство, которое со временем приводит к болезни – к алкоголизму. Заметим, страсть порождает болезни, а не трансформируется в болезнь. Стало быть и страсть, и болезнь сосуществуют. Поэтому уверения «АА» в том, что алкоголизм всего навсего болезнь – это опасное заблуждение, которое существенно мешает людям избавиться от этого греховного недуга. Ведь самой действенной терапией будет та, которая направлена на устранение причины возникновения заболевания, а не на его механизм развития или симптомы.
    Что же касается обращения их к божеству, произвольно понимаемому каждым на свой лад, то здесь можно сказать только одно: Бог Един, в Трех Лицах Славимый и Поклоняемый, иного нет. Для православного верующего человека очевидно – без Церкви нет спасения. Без Церкви человек, заблудившись, создаст себе фантом вместо Бога и неизвестно в какие дебри заведет его такой духовный путь. Различных примеров духовной прелести и ее последствий Православная Церковь, увы, знает множество.

    «АА» в последнее время особенно настойчиво выражают желание сотрудничать с Православной Церковью. При Даниловом монастыре г. Москвы уже несколько лет ведется работа групп самопомощи. Значит возможна совместная деятельность?

    – Знаете, тут складывается парадоксальная ситуация. С одной стороны «12 шагов» построена на обращении к некоей «Высшей Силе», т.е. момент веры, несомненно, присутствует. С другой стороны, и это очень сильно подчеркивается, сторонники движения говорят: «АА» не связано ни с какими религиозными организациями или сектами, хотя многие религиозные деятели во всем мире выступают в нашу поддержку и сотрудничают с нами». Интересная позиция : ни с кем не связаны, а вместе с тем получают поддержку. Не случайно они выражают желание приютиться под крылом Церкви – им нужен Ее авторитет среди населения, который из года в год милостью Божией растет.
    Что же касается совместной деятельности. За 10 лет их идеи не прижились в приходах Русской Православной Церкви, за редким исключением. А вот, что сказано в итоговом документе Второй епархиальной медико-педагогической конференции «Миссия Церкви на рубеже тысячелетий» (декабрь 1999 г., Воронеж): «Считаем, что пропагандируемые и активно внедряемые в России общества «АА» и «АН» (т.н. программа «12 шагов»), насаждаемые из-за рубежа, неприемлемы для Православной традиции». Понимаете, в принципе диалог с представителями другой конфессии возможен, но только на Православной основе, иначе мы потеряем свое лицо. И здесь между нами и идеологами «АА» непроходимая пропасть. Во-первых, они категорические не желают упоминать имя Господа нашего Иисуса Христа в своей деятельности, хотя на каждом шагу говорят о Боге. Во-вторых, их главная установка – невмешательство со стороны. Т.е. если за каждой группой «АА» закрепить священника или духовного цензора, то со всех сторон начнутся протесты. С подобными примерами уже сталкивались те, кто пытался с ними общаться. Не может быть диалога еще и потому, что они манипулируют (вольно или невольно) сознанием людей, используя подмену понятий, ценностей, смыслов. К тому же в рядах «АА» существует раскол: истинные последователи считают тех, кто сотрудничают с РПЦ неистинными и наоборот. Появляются разные интерпретации этой программы; занимаются ей люди, зачастую вообще далекие от проблем наркомании. Во всем этом очень трудно разобраться и священникам, и мирянам. Исходя из всего выше сказанного, считаю совместную деятельность нецелесообразной. А закончить нашу беседу мне хотелось бы словами Святейшего Патриарха Алексия II: «Церковь призвана восстановить имевшуюся у нее в дореволюционное время весьма эффективную программу борьбы с алкоголизмом и использовать накапливаемый ею опыт спасения молодежи, равно как и людей всех возрастов, от смертельной опасности, вызванной наркоманией» (из Пасхального Послания за 1994 год). Вот такой деятельностью, собственно и занимаются у нас уже многие православные приходы – восстанавливают опыт дореволюционных общин и братств трезвости. По-моему, это – единственный правильный путь.

    Беседа третья. С иереем Богоявленского собора г. Москвы о. Борисом Обрембальским.
    Батюшка, как Вы относитесь к программе реабилитации алкоголиков и наркоманов «12 шагов»?

    – Давайте, прежде всего, вспомним слова апостола Павла «Все мне позволительно, но не все полезно». Это в полной мере относится ко всему, что окружает нашу жизнь. В данном случае мы говорим о «12 шагах». Алкоголизм и наркомания – страшная беда и цель наша – спасения души человека, поэтому мы не должны сразу отметать предложенные нам способы спасения. Но подходить к ним нужно с рассуждением: а насколько это будет полезно, так сказать, «на выходе»? Ведь конечная наша цель не только отрезвить человека, но помочь ему обрести спасительную веру. Думаю, что программу эту нужно использовать очень выборочно, на уровне эксперимента.

    Как Вы это представляете?

    – Если организовывать такие группы на приходе, то количество человек в них не должно превышать 10-15. На мой взгляд, этим людям предстоит огромная душевная и духовная работа над собой, и поэтому если они будут чувствовать себя неким «узким кругом», в котором все близко знают друг друга, им будет намного легче. Очень полезно привлекать в эти группы прихожан, у родственников которых есть проблема зависимости: в этом случае удалось бы вести работу сразу и с больными, и с их родственниками. Но при этом, конечно, нужно учитывать, что если, скажем, мать – уже воцерковленная прихожанка, а сын-наркоман и слышать не хочет о Церкви, наша задача в первую очередь все-таки спасение человека, а уж потом, по мере исцеления больной души и его воцерковление. В таких случаях священник должен проявлять особую чуткость и умение говорить на разных языках с больным и его родными.

    О. Анатолий (Берестов) – руководитель душепопечительского центра св. прав. Иоанна Кронштадского считает, что использование недогматическим молитв, которые имеют место в практике групп самопомощи, недопустимо. Ваше мнение на этот счет?

    – Мое мнение такое же, как и о. Анатолия – православный священник не должен использовать недогматических молитв ни в коем случае. Если приходится работать с людьми, далекими от веры, не нужно принуждать их читать молитвы, но постараться деликатно объяснить: так и так, дорогие мои, вы можете просто слушать свое сердце в то время, когда я буду молиться за Вас, но я – священник и служу Богу моему, поэтому я буду молиться так, как заповедано мне Церковью. Вот так, с любовью, людям все можно объяснить, а уход в какие-то иные формы молитвы, некую совместную эйфорию, медитацию допускать никак нельзя.

    Как Вы думаете, о. Борис, создание групп самопомощи в массовом порядке при храмах Москвы себя оправдает?

    – Не думаю, что оправдает и вот почему. Существует три больших, на мой взгляд, минуса, которые необходимо учитывать. Во-первых: программа все-таки не доработана, не до конца изучена. Чтобы этой программой пользоваться нужно ее преображать, сделать максимально приближенной к христианскому мировоззрению, а это не так легко. Во-вторых: у нас для такой работы просто не хватает священнослужителей. Ведь священник, который возьмется окормлять группу, должен знать лично каждого, постоянно быть с ним на связи. Буквально, если человеку потребуется помощь глубокой ночью – сорваться и поехать к этому человеку. К тому же священнику необходимы и глубокие знания по психологии, ведь ему предстоит работать с людьми, поврежденными недугом. Иными словами – это должны быть опытные духовники, готовые посвятить свою жизнь этому делу. Ну, и, в-третьих, массовость в таком деле все погубит, как это случается, к сожалению, часто. Нам нельзя действовать по пресловутому принципу «хотели как лучше, получилось как всегда». И еще один немаловажный момент: над этими экспериментальными группами должен быть контроль Патриархии, правящих архиереев, а это, как Вы понимаете, очень сложно осуществить на практике. Вверять же судьбы больных людей тем, кто просто является последователями и продолжателями программы (пусть даже и специалистами в этой области) без должного, глубокого окормления духовного, не стоит. Иначе, какой смысл привлечения к совместной работе Православной Церкви?
    Спаси Господи, батюшка.

    Беседа четвертая. С руководителем отделения детской наркологии ННЦ Наркологии Росздрава, к.м.н – А. В. Надеждиным – врачом, который, долгие годы работал главным детским наркологом Минздрава России.
    Алексей Валентинович, как наркологическая служба России узнала о группах Анонимных Алкоголиков (сокр. «АА») и программе «12 шагов»?

    – Движение «АА» на Российском пространстве активно позиционировалось в конце 80-х – начале 90-х годов. Позиционирование сопровождалось не только материальной поддержкой из-за рубежа; распространением и присылкой соответствующей литературы, но и направлением специалистов, работающих по программе «12 шагов» в Россию, а также приглашением врачей и общественных деятелей в США для обучения.
    Внедрялась программа достаточно интересно и своеобразно. Российские «неофиты» 12-шагового движения проявляли нерациональную агрессию по отношению к любым другим видам лечения. При внедрении этого движения доходило буквально до опорочивания уже существующих наработок в лечении и даже до призывов к демонтажу наркологических структур и служб бывшего «Союза». Инициатива была поддержана тогдашним демократическим руководством Минздрава России: были разосланы письма в территориальные наркологические службы, в которых предписывалось создавать условия для создания групп самопомощи на базе государственных наркологических учреждений. Движение «АА» было встречено с энтузиазмом наркологами, и на большинстве территорий страны эти группы были созданы.

    И каковы были результаты начатой деятельности?

    – Значимых результатов западное новшество в преодоление алкогольной зависимости, увы, не принесло. Постепенно волна инициативного энтузиазма сменилась разочарованием, т.к. пациенты неохотно обращались в эти группы, а те, кто все же обращался, покидали их без какого-либо серьезного терапевтического эффекта. Только незначительному количеству людей эта группы оказались действительно полезными. Надо полагать, дело в том, что российские граждане, даже с постсоветским атеистическим мировоззрением, оказались неспособными принять идеологию «12 шагов», имеющую отчетливое протестантско-экуменическое звучание. Традиционно русский менталитет, пусть даже деформированный алкоголем, сопротивлялся подобной идеологической «психохирургии». Я достаточно часто сталкивался с людьми, обращавшимися к «АА». Им не нравилось то, что там происходит – вся методика называлась «пустой говорильней». Такой метод не затрагивает эмоциональных струн нашей души.
    Интересный момент: специалисты, работающие в этих программах и ведущие прием пациентов, достаточно быстро определяют подходит ли человек для программы. В одной из клиник я даже столкнулся с терминами «программный» и «непрограммный» пациенты. Хочу заметить, что представители тоталитарных сект и неокультов, вербуя своих сторонников, обращаются не ко всем подряд, а четко выискивают определенный тип людей. Я не провожу никаких параллелей, но это любопытное наблюдение.
    Несмотря на то, что группы самопомощи бесплатны, активно рекламируются, за время их существования (более десятка лет) они не смогли внести существенного вклада в борьбу с алкогольной и наркотической зависимостью. А вот вредное влияние их оказалось очевидным – идеология «АА», как я уже говорил, оказалась агрессивной к другим видам и формам помощи. Этот вывод мы можем сделать из выступлений адептов этого движения.

    Последнее время складывается тревожная ситуация вокруг групп самопомощи и движения «АА». С их стороны отчетливо прослеживаются попытки прочно войти в жизнь Православной Церкви. Как Вы это прокомментируете?

    – Сегодняшняя ситуация не может не тревожить. Идеология, казалось бы, уже утратившая в нашем обществе свои позиции, вдруг получает некий мощный импульс и начинает активно входить в структуры РПЦ. Для чего? Видимо, это объясняется тем, что лидеры пытаются «оседлать» тот энтузиазм, который возникает в нашей стране на ее пути возвращения к Православной вере. Причем риторика «АА» существенно меняется: они уже не выступают в качестве оппозиционной силы, а говорят о плюралистичности подходов, точек зрения, о возможных точках соприкосновения между РПЦ и идеологией своей программы. В результате мы видим: с одной стороны доверие населения к Православной Церкви как бы автоматически переносится на эти программы и популяризует их, а с другой стороны, принимая эти программы, Церковь принимает под свой кров их членов, имеющих вполне определенное мировоззрение, основой которого является «12 шагов».

    Скажите, Алексей Валентинович, оказывается ли в группах самопомощи какая-то медикаментозная помощь, ведь зачастую люди в ней нуждаются?

    – Нет. Более того, они категорически против лекарственной терапии и часто эта их позиция является ущербной, а в некоторых случаях и небезопасной.

    Используют ли сейчас метод «12 шагов» в наркологии?

    – Практикующие наркологи используют частично какие-то постулаты программы, но альтернативой другим видам помощи это не стало.
    И в завершении нашей беседы хотелось бы добавить, что первенство широкого народного движения за трезвый образ жизни отнюдь не принадлежит Западу. Оно возникло еще в Российской Империи в православных братствах трезвости, причем их эффект был неоспорим.
    Благодарю за интересную беседу, Алексей Валентинович.

    Что можно добавить после таких интересных и содержательных объяснений специалистов? Пожалуй, необходимо поближе познакомиться со сторонниками программы. Ближайший соратник г-на Зыкова Лахова Е. Ф. – депутат Госдумы, председатель Редакционного Совета в Альманахе «Вопросы Ювенальной Юстиции». (Сам Олег Владимирович шеф-редактор Редакционной коллегии в этом же Альманахе (www.nan.ru).

    Заключении Экспертно-консультационного совета следующие строки: «Мы заслушали доклад иеромонаха Ионы (Займовского) о тех реальных шагах, которые в настоящее время предпринимает Данилов монастырь г. Москвы для оказания помощи алкоголикам, наркоманам и ВИЧ-инфицированным… Решили: одобрить проект иеромонаха Ионы (Займовского) и просить различные организации, к которым будет обращаться Данилов монастырь г. Москвы, в лице иеромонаха Ионы (Займовского), оказывать всемерную поддержку и помощь в осуществлении проекта.» (из Заключения Экспертно-консультативного совета Комитета по делам женщин, семьи и молодежи Государственной думы ФС РФ на проект создания Центра «Вопреки» при Даниловом ставропигиальном мужском монастыре г. Москвы от 21.07.2004г. № 3.6-32-485; подписано Лаховой Е. Ф.).
    Действительно, что может быть общего у людей, столь разных духом и организаций, с такими очевидно противоположными жизненными принципами? Случайность или «двойные стандарты» «доброжелателей» Церкви?

    Б. Альтшулер – РОО «Право ребенка», А. Бабушкин – Комитет «За гражданские права», А. Северный – Ассоциация детских психиатров и психологов.
    Совместно с этими людьми, кстати, Олег Владимирович в составе Экспертного Совета при Уполномоченном по правам человека в РФ 29 января 2002 г. разработал Заключение по теме: «Первоочередные меры по защите прав детей и детства в Российской Федерации» в котором предлагается:
    «…Предложения Министерству здравоохранения РФ:
    - создание на базе детских поликлиник анонимных консультативных кабинетов по вопросам планирования семьи,
    - продолжить расширение центров планирования семьи органов здравоохранения, усилить функции этих центров по защите интересов несовершеннолетних».(http://pravorebenka.narod.ru/docs/doklad022002.doc)

    Российская Ассоциация по профилактике ИППП «САНАМ» – официальный партнер Российской Ассоциации Планирования Семьи оказывается является и соратником фонда «НАН» в некоторых вопросах: «Их общая цель – сокращение риска распространения эпидемии ВИЧ/СПИДа среди подростков и молодежи путем расширения доступа к медицинским, социальным и информационным услугам, а также широкой профилактики здорового образа жизни» (www.asi.org.ru).

    И немного о делах фонда, ибо по делам познаются люди. Фондом НАН» разработаны различные программы. Среди них программа снижения вреда «Ясень», по которой оказывают помощь наркоманам сотрудники фонда. Снижение вреда – это выдача информационных буклетов и презервативов; обмен шприцами; консультации для потребителей наркотиков (вплоть до подробного описания обработки шприцов в домашних условиях); консультации по безопасному сексу и т. д. (www.nan.ru).
    Проводятся фондом «НАН», а также его отделениями, различные акции. Так, Саратовское региональное отделение Общероссийского общественного благотворительного фонда «Нет алкоголизму и наркомании» (СРО РБФ НАН) приняло участие в Общероссийском конкурсе «Поколение, свободное от СПИДа», а одним из спонсоров оказался небезызвестный фонд Сороса – он же Фонд «Институт открытое общество». В рамках этого конкурса, естественно, раздача всевозможных буклетов, презервативов и брошюр по «безопасному сексу». Это отделение фонда вообще очень активно в просвещении населения. Все это можно без труда прочесть на их сайте (http://nan.bal.ru/aidsfree1.html). И подобным акциям, проектам, программам несть числа – в изобретательности фонду «НАН» не откажешь.
    Вот такое предполагается сотрудничество. Согласитесь, подобные либеральные взгляды на жизнь как-то мало согласуются с взглядами Русской Православной Церкви. Конечно, Церковь всегда готова принять в свою ограду ищущих истину людей, готова по-матерински обогреть, поддержать и помочь кающимся грешникам. Но Церковь Православная никогда не будет потворствовать откровенному греху, как бы ее не пытались в этот грех втянуть. Тем более, если люди, пытающиеся заручиться поддержкой Церкви, отказываться от своих дел не собираются, но напротив считают их «делами милосердия и благотворительности».
    Вот и возникает закономерный вопрос: нужно ли слепо доверять пусть даже очень хорошим и искренне желающим помочь людям, если они не готовы пока отказаться от некоторых пагубных видов своей деятельности? Не впустим ли мы своими руками волка в овчарню, забыв о том, что овечки-то в ограде церковной Христовы и ответ держать нам придется перед Ним…. "

    А вот что говорит сам Олег Владимирович Зыков (если и это клевета, то уже со стороны Зыкова на самого себя)
    "В заключение хочу кратко высказаться о проблеме, вызывающей жаркие дебаты в настоящий момент в нашем обществе, - о легализации наркотиков. Я против легализации наркотиков, и НЕ ПОТОМУ, ЧТО ЭТА ИДЕЯ КАЖЕТСЯ МНЕ КОЩУНСТВЕННОЙ. Для меня является очевидным, что при таком хаосе, который сегодня творится в России, невозможно добиться тех позитивных результатов, о которых говорят апологеты этой идеи. Совершенно очевидно, что это может только усугубить сегодняшнюю ситуацию. В равной степени я это отношу и к существующим в мировой практике заместительным метадоновым программам. Только жесткий контроль за выдачей метадона может привести к снижению криминализации в среде наркоманов и привлечь их к лечебному процессу через метадоновую программу, - что в сегодняшних условиях обеспечить практически невозможно" Олег Зыков, к. м.н., доцент, президент Российского благотворительного фонда HAH
    http://www.narcom.ru/law/system/23.html О негативных последствиях возврата к принудительному лечению больных наркоманиями

    Из этих слов вполне ясно, что Олег Владимирович не считает идею легализации наркотиков и метадоновых программ кощунственной, просто хаос в нашей стране ему не нравится, да жесткого контроля нет.
    Храни всех Господь
    Анна

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика