Церковь, империя и "национальный вопрос"
- традиционалист
30.08.2008 20:47
//"Предстоит подготовить систему воспитания и образования, которые будут формировать носителей ответственного сознания, осознающих себя мировыми лидерами в области культуры и знания. Поэтому так важно, чтобы молодые люди России почувствовали гордость за свою великую культуру, почувствовали себя наследниками великой страны."//
По идее решение этих задач должно взять на себя правительство России, однако и Церковь может быть намного активнее в организации качественного преподавания "Основ православной культуры". Однако, дело даже не в этом. Весьма интересно мнение по этим вопросам Г.В. Гусева, заместителя руководителя Душепопечительского центра преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы Феодоровны «Дом милосердия», высказанное им на научно-практической конференции «Славянский мир: общность и многообразие» 22-23 мая 2008 года в Твери (http://www.romashkovo.org/vifesda/materials/2008/18.html). Точка зрения докладчика определённо заслуживает нашего внимания:
"Церковь много лет борется за введение в государственной школе предмета основы духовной культуры. Вроде бы «показался свет в конце тоннеля». Но решит ли введение такого предмета в государственной школе проблемы нравственного воспитания поколения? Православная школа – Православный Центр непрерывного образования во имя преподобного Серафима Саровского, в которой я имею честь работать, имела опыт существования и в виде православных классов в государственной школе, и в виде самостоятельной школы. И этот опыт показывает, что полноценная воспитательная и образовательная деятельность возможна только тогда, когда весь коллектив школы живет в едином духе, объединен общим пониманием задач своей работы, учителей и учащихся объединяет общая молитва в школе и в храме, участие в Церковных Таинствах, когда распорядок жизни школы подчинен церковному календарю. Я хочу сослаться на мнение ныне покойного Олега Васильевича Шведова, многолетнего старосты храма Преображения в Тушино, преподавателя Московской Духовной академии и семинарии, кандидата экономических наук, автора уникальной монографии «Энциклопедия церковного хозяйства» - единственного историко-экономического исследования положения Русской Православной Церкви в ХХ веке.
«Наиболее приоритетным социальным служением православных приходов, рискну так утверждать, - пишет О.В. Шведов в своей монографии – должно быть общее образование детей и подростков. Надо твердо усвоить одну истину – Господь дал нам возможность на рубеже веков позаботиться о будущем Церкви, о том, чтобы храмы в будущем наполнялись сознательными христианами, чтобы вера была не элементом национальной культуры, а осознанным средством спасения во Христе Иисусе. Если сегодня мы не воспользуемся возможностью определять мировоззрение подрастающих христиан, то за это именно и будем судимы.
Поэтому считаю и возможным, и крайне необходимым, чтобы каждый приход учредил бы негосударственную общеобразовательную школу, для чего имеются и законные основания (Закон РФ «Об образовании»), и объективная необходимость.
Может вызвать только удивление, что на четыре сотни приходов города Москвы в 2000 году имелось не более двух десятков православных школ (гимназий), и только около пяти приходских общеобразовательных школ.
Сам факт отделения религиозного образования от светского образования, разделение дисциплин по признаку духовное-недуховное является фактическим несторианством – разделение до полного отделения друг от друга божественного и человеческого. Общеобразовательная школа должна религиозные и материальные знания таким образом, чтобы материальное осмысливалось в духовном, а духовное находило свою реализацию или отражение в материальном.
Никакое государство со всем своим бюджетом не обеспечит такой тип образования – оно будет навязывать свои образовательные концепции (сексуальное воспитание, идеологию открытого общества, права человека и т.п.)
Со всей ответственностью могу заявить, что любой приход, в котором в воскресный день причащается Христовых Таин от ста до трехсот человек, в силах содержать общеобразовательную школу на сто учащихся (десять классов по десять человек). Если Приход малочислен, то следует объединиться двум-трем приходам и учредить православную школу.
Если бы любой епархиальный Преосвященный, или же Священный Синод, или Собор Русской Православной Церкви приняли бы решение, обязывающее любой приход выделить на финансирование общего образования всего два процента от годового приходского дохода, то такие бы приходы, как Преображенский Храм, могли бы содержать бесплатную общеобразовательную школу на сто человек. Это можно доказать с калькулятором и карандашом в руке.
Одна из главных функций Церкви и Епископа – это учительная функция, а не строительная. Еще раз повторюсь – каждый Приход Православной Церкви обязан по совести обзавестись общеобразовательным учреждением (школа, гимназия, лицей).
Сегодня для дьявола нет более важной заботы, кроме той, как бы не допустить существования какой бы то ни было православной школы, не допустить детей к образованию, проникнутому благодатью Святого Духа, но оставить детям телевизор, жвачку и «Макдоналдс». Слугами своими он избирает иногда не только чиновников государственного департамента образования»."
Безусловно, есть над чем задуматься после ознакомления с позицией, изложенной в данном докладе. Посему не буду его никак комментировать, каждый сам вправе сделать свои собственные выводы.
|