Не замеченные последствия Русского марша
- А.Н.Савельев
08.11.2006 00:34
Уважаемый Анатолий Дмитриевич! Думаю, что в случае с Хомяковым надо верно проводить духовную диагностику. "Пещерный язычник" - это непонятно что. Пусть он бесчетное число раз скажет, что верует в Велеса или Перуна (что в общем-то, судя по летописям, невозможно одновременно). Разве это для него реальность? При этому мы имеем дело с интеллектуалом высшей пробы и высшей квалификации. Можно ли это совместить - суррогат духовной жизни и богатую интеллектуальную наполненность. Вероятно, можно. И тут как раз тот самый случай. Ведь компьютер тоже ничего не знает о Христе, а работает весьма стабильно и результативно. Я мало что знаю о духовных метаниях автора статьи, но знаю что они были. И могу подметить, что автор был недалеко от православия. Не нашлось рядом с ним православного человека, который остановил бы его от сползания в мракобесие, а вослед - и к неизбежной дисквалификации как творческой личности. Вы бы видели, сколько злобы взамен аналитики в последней книге уважаемого мной (как бы то ни было) П.М.Хомякова! Вот здесь и проблема. Православным надо быть вместе с русским народом, а не отдельно от него. Каким бы порочным русский народ сегодня ни казался. И рядом с русскими людьми, которым слово православного человека может душу спасти. А у нас вдруг пошла практика надмевания над неправославными, вдруг объявилась гордыня: не буду и рядом стоять с язычниками! Они хотят вывести православие за скобки, а мы что хотим? Вывести за скобки православия "недостаточно верующих" русских? Не удовлетворяющий нас русский народ - с его грехами, заблуждениями, духовной черствоватью? Мне кажется, что здесь возникает тот конфликт, который мы знаем по Новому Завету: между Христом и фарисеями. Каюсь, что сам бываю нетерпим. Но это частная нетерпимость. Беда, когда она превращается в принцип и выдает себя за столп веры.
Что касается "этнонационализма", то это термин искусственный. Национализм понятие политическое, этнос - культурно-родовое. Они никак не могут быть вместе. Этносу политика не нужна, нация без политики не живет. Нация знает про этничность. В том числе и образующего нацию народа. Этнос свою общность только чувствует.
Полагаю, что русский национализм - самый прямой путь от нынешнего состояния нашего народа к Христу. Дайте русским быть русскими и они по своей исторической памяти станут православными. Если же говорят: не надо быть русскими, будьте православными, то создают немыслимый барьер. Кто-то его перешагнет, но большинство - никогда. Не надо приставать к больному с требованием подвига, который выше его сил.
Чтобы удержать русский национализм на почве православия, не нужно замыкаться в секту. Тем более, что лидерство поравославных в русском национализме очевидно. Разве русский национализм сегодня держит в лидерах Хомякова или Севастьянова? Хомяков уехал в провинцию, прокляв политику. Севастьянов на оргкомитете Русского марша (в чем только не обвиненного) не получил ни одного голоса поддержки за исправление хартии "Русская правда" в этнократическом духе: мол, русскими могут быть только те, кто принесет справку от родителей, что они тоже были русскими. И этот самый Русский марш теперь в православной среде оклеивают оскорбительными определениями. Если православные не пойдут с Русским маршем, то тогда-то он и станет тем, за что его сегодня клянут. А пока возводят напраслину. Не надо бежать от Русского марша. В нем идет русская молодежь, которой нужно слово православных лидеров.
Мне не нужно защищать русский национализм. Достаточно сослаться на полностью и целиком позитивную его оценку самыми выдающимися русскими философами. Именно багодаря им я ощущаю себя и православным, и русским. Быть русским в политике, значит быть националистом.
|