Цитата:
А в чем заключалась культурная традиция, до того, как была утрачена?
Покопался немного в интернете и нашёл достойный ответ на Ваш вопрос:
"...Жаль, что многие русские люди не знают своих традиций. Еще печальнее, когда те, кто не понимает, что Православная Церковь утверждает трезвость, а не "культуропитейство", говорят, что якобы "невинно вино, укоризненно же пьянство". Эти слова не имеют к Православию никакого отношения, они были всунуты недобросовестными переписчиками времен патриарха Никона в Притчи Соломовы (в первый стих 20-й главы). Святейший Синод в конце XIX века исправил эту грубейшую неточность, и теперь этот стих гласит как раз противоположное: "Вино - глумливо, сикера - буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен" (Притч. 20, 1). Вот где истина: вино не невинно, а глумливо!
Итак, на Руси, как и в Византии, издавна пили (далеко не все!) только разбавленное водой вино. В чистом виде его на Православном Востоке не употребляли совсем. При таких здоровых традициях на Руси не было ни пьянства, как дурной общественной привычки, ни алкоголизма, как пагубной страсти, поражающей народную душу. Вино пили только по большим всенародным праздникам и только тогда, когда это допускалось Церковью. Кто-то скажет, что все это как раз и называется "культуропитейством". Не торопитесь делать преждевременные выводы!
Большие праздники, которые время от времени устраивались князьями или народом, собирали на пир множество людей отнюдь не для "культуропитейства" или пьянства, а для веселого и доброго общения. Иван Прыжов отмечал: "Строй земской жизни проявлялся в том веселом единении народа и князя-государя, которое мы встречаем на пирах Киевской Руси, древней Польши, еще жившей по-славянски, в чехах, и так далее по всей славянщине. Общины и миры, города и села сходились на игрища, собирались на братчины, пиры и беседы, которые, по старой памяти, доселе еще именуются у народа почетными и честными. На народный пир приглашали князя, на пир княжеский собирался народ. Народная память донесла до наших дней известия о пирах князя Владимира. Изяслав и сын его Ярослав осенью 1148 года давали пир Новгороду: "Посласта подвойскеи и бориче по улицам кликати, зовуче к князю на обед от мала и до велика; и тако обедавшие, веселишася радостию великою и разеидошася в своя домы". В общий строй жизни входила Церковь, которая учила: "Егда творите пир, и зовете и братию и род и вельможи, или кто в вас возможет князя звати, и то все добро есть, то бо в свете сем чесътно. Призовите же паче всего оубогую братию, колико могуще по силе" (Прыжов И.Г. История кабаков в России. - М.: Дружба народов, 1992. С. 33-34).
Истинное веселье устроителей пиров состояло не в "винопитии", а в духовной радости накормить нуждающихся и малоимущих людей, "убогую братию". Вино на пиру, конечно было. А знаете как его пили? Вспомните Пушкина: "По усам текло, а в рот не попало". Во так-то! Пиры доставляли не пьяное, а духовное веселье именно из-за возможности оказать милостыню "убогим", накормить их, а пир оказывался способом братского духовного общения, становился центром общественной жизни.
Князья охотно устраивали пиры, чувствуя потребность напитать алчущих людей. Не случайно в народе сохранилась поговорка о радости пиров, на которых богатые получали возможность накормить бедных. Ее приписывают Великому князю Владимиру Красное Солнышко: "Руси есть веселие пити, не можем без того быти". Не будем спорить, говорил ли это святой Владимир, или кто-то другой, нам важнее уяснить иное: смысл этой поговорки в веках претерпел громадное изменение. Современный неправославный человек ее воспринимает уже совершенно неправильно, оправдывая "культуропитейство" или даже злостное пьянство, без которого будто бы русские "не могут быти".
Даже старая народная поговорка "пей да знай меру" отнюдь не поощряла "культуропитейство", а тем более пьянство. Мерой раньше называлась чаша. Объем этой чаши соответствовал не объему Кубка Стэнли, как думают пьяницы и алкоголики, а размеру кулака. У каждого была своя чаша, своя мера. Поэтому и говорили: пей, но знай свою Меру, а не меру соседа, у которого кулак больше. И пей одну меру, то есть одну чашу, а не две или три. От того натурального почти безалкогольного напитка, который к тому же разбавлялся на две трети водой, захмелеть было невозможно. Надо помнить, что в те стародавние времена русские люди были гораздо здоровее физически и духовно. Не думаю, что ныне нам, отнюдь не богатырям по телу и духу, возможно употребление даже таких почти безалкогольных напитков. Православным людям вообще желательно по мере сил стремиться подражать Спасителю."
Ответственный секретарь Отдела по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии ВЛАДИМИР АНАТОЛЬЕВИЧ ЦЫГАНКОВ