Цитата:
А в чем заключалась культурная традиция, до того, как была утрачена?
1.
Фрагмент из статьи "Славянские истоки социально-экологического подхода во врачевании алкоголизма и других видов пристрастий", http://www.rusk.ru/st.php?idar=113027:
"В одной из редакций памятника древнерусской литературы 2-й пол. XV в., "Слове о хмельном питии"[14], обращенном от лица Кирилла, философа словенского, ко всем людям, "будь это светский или духовный, священник, царь, князь, богатый, нищий, убогий, будь это женщина – старая или молодая", чтобы не стать жертвой Хмеля рекомендуется: "Вина же для здоровья телесного принимать мало; первая чаша идёт во здравие, вторая для веселья, третья приводит к пьянству, а четвёртая к беснованию"...
Протоиерей Алексий Бабурин , настоятель Никольской церкви села Ромашкова Одинцовского района Московской области, председатель Совета Душепопечительского центра преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы Феодоровны "Дом милосердия"Тверь. 23 апреля 2008 года
2.
Фрагмент из статьи "Либо пей по уставу, либо вовсе не пей", http://www.rusk.ru/st.php?idar=112817:
-
Отец Алексий, расскажите подробнее про обет трезвости.– Обет трезвости – не современное изобретение. Этот опыт существует с незапамятных времен. Все знают, что Иоанн Предтеча не пил ни вина, ни сикеры. Он был назареем – человеком, посвятившим себя Богу и давшим обет воздержания.
В России обеты трезвости получили широкое распространение с конца XIX века. Дача обета не цель, а вспоможение. Обет способствует стяжанию Божией помощи в борьбе со страстью. По свидетельству людей, которые сделали этот шаг, после дачи обета у них прибавляются силы бороться с грехом.
Теперь задача – не расслабляться, контролировать свои помыслы и поступки, молиться, укрепляться в вере.
К разговору подключается Е. Савостьянова: -
Так что же, нет другого выхода, кроме как полного воздержания? Даже по праздникам нельзя выпить? – Для людей, которые пристрастились к психоактивным веществам, есть только один выход – отказаться навсегда, потому что иначе будет возврат.
- Но ведь вино полезно для крови, для пищеварения…
– Да, апостол Павел рекомендует апостолу Тимофею употреблять немного вина из-за болезни желудка, но это рекомендация не является рецептом для всех и каждого. Я против мифического отношения к вину, которое нам насаждалось со времен расцвета культа Диониса. Он распространялся и среди иудеев Антиохом Епифаном, сирийским царем, и какой был протест! С этого началась иудейская война. Но зло не в вине, а в неправильном его использовании. К употреблению вина следует относиться по-христиански: либо строго по церковному уставу, либо, ради блага, вовсе отказаться от хмельных напитков. Мы знаем, что Христос говорит о себе: "Я есть истинная виноградная лоза, а Отец Мой виноградарь есть". И, когда вино называют сильнейшим наркотиком в мире и всех людей без разбора отвращают от вина, тем самым, делая и вино, которое в Таинстве Евхаристии прелагается в истинную Кровь Христа, неприемлемым, это уже крайность. Я знаю одного батюшку, у которого на вино страшная аллергия, ему надо ставить капельницу, если он выпьет глоток вина, но когда он причащается и потребляет оставшиеся Дары, то у него никакой реакции не бывает. Однако, как говорит апостол Павел: "Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего твой ближний претыкается, соблазняется или изнемогает".
-
А запивка после причастия?– Зная о том, что к Святому Причастию подходят разные люди, в том числе и те, кто страдает алкоголизмом, мы в своем приходе используем в качестве запивки просто сиропы. В екатеринбургской епархии, например, предлагают святую воду. Нет такого правила, чтобы запивка непременно состояла из вина. Раньше, когда алкоголизм был явлением исключительным, никто и не задумывался на такие темы. Если бы люди жили по церковному уставу и потребляли малое количество вина, разбавленное водой и по большим праздникам, у них никогда не развилось бы никакой зависимости."
3.
Фрагмент из статьи того же отца Алексия Бабурина "Пагубные корни алкоголизма и наркомании", http://www.meparh.ru/publications/periodicals/mev/2002_1_2/11.htm:
"В середине XIX в. в России стали появляться первые общества трезвости, а с 1889 г. после появления указа Святейшего Синода, в котором духовенство призывалось к борьбе с народным пьянством, они организовывались уже повсеместно. Представители духовенства приняли участие в Первом Всероссийском съезде по борьбе с алкоголизмом (Санкт-Петербург, декабрь 1909-1910 гг.). В июне 1912 г. в городе Москве по инициативе Александро-Невского общества трезвости и Московского епархиального общества борьбы с народным пьянством был устроен, с благословения Святейшего Синода, Всероссийский съезд практических деятелей по борьбе с алкоголизмом на религиозно-нравственной основе. Почетным покровителем этого съезда был священномученик Владимир (Богоявленский; +1918), митрополит Московский и Коломенский, а впоследствии Киевский и Галицкий, а председателем – священномученик Арсений (Стадницкий; +1936), архиепископ Новгородский, впоследствии митрополит Ташкентский. На съезде было заявлено, что в стране насчитывалось уже около 2000 обществ трезвости, включая приходские, в которых состояли свыше полумиллиона человек, вставших на путь трезвой благочестивой жизни.
Широкий размах церковного трезвеннического движения позволил правительству в июле 1914 г. (в связи с началом войны) принять меры к прекращению продажи крепких напитков и ликвидации казенных питейных заведений. Эти меры, получившие мощную церковную поддержку, вывели трезвенническую работу в России на новую – высшую ступень. По известным причинам социальное служение Русской Православной Церкви было запрещено богоборческой властью на долгие годы.
Сегодня мы говорим о комплексе проблем, обусловленных массовым потреблением алкоголя и наркотиков, как о факторе национальной безопасности России. Почему? Что происходит? С чем это связано? Думается, все с тем же духом Диониса."