Задачи русской государственности и русской цивилизации
- Непомнящих Игорь
11.08.2008 18:22
Уважаемый Олег, вот замечания на Ваш текст (если редакция РЛ все еще нас терпит):
“Главное, что мне показалось заслуживающим внимания в нововведениях синергетики, это продемонстрированная на конкретных примерах связь образования сложных структур с фактором неопределенности (свободы) поведения отдельных ее элементов, принципиальная неустранимость неопределенности поведения сложных систем и наличие механизмов ее иерархического распределения.”
Во-первых, понятие неопределенности не тождественно понятию свободы. Неопределенность в выборе одного из двух (трех и т.д.) вариантов не есть свобода, - все варианты могут быть неприемлемыми, то есть, не могут быть результатом свободного выбора. Во-вторых, неопределенность в сложных системах связана с ограниченностью возможностей человека. Конечно, надо различать искусственные сложные системы и естественные. Геологи знают, что увеличение данных не уменьшает, а лавинообразно (выражение одного крупного геолога) увеличивают число вопросов к объекту исследования. Но и для искусственных сложных систем есть принцип Заде. Нам более важно говорить про естественные системы (сотворенные Богом, а не человеком). И здесь неопределенность связана только с возможностями рационального познания целостных систем. Кстати, принцип дополнительности и его частный случай – принцип неопределенности – связан с ограниченностью рационального познания естественных целостных систем. Собственно, эти принципы и формулируют в рациональной форме эту ограниченность. Так, что рациональное познание не достаточно не только для православного богословия, но и для православного естествознания! Кроме того, синергетика не показала и не могла показать самопроизвольное происхождение сложного из простого, то есть, никаких реальных “механизмов иерархического распределения”. Принцип “живое от живого” - принцип Реди – принцип, ставший широко известным после работ Л. Пастера, отрицает свободу в природе, самостоятельный переход с низшего уровня иерархии на более высший.
“Единствнное , что я берусь утверждать в соответствии с принципом синергии, это то, что свобода твари необходима для подчинения действию нетварных Божественных энергий”. Во-первых, не может быть никаких требований, ограничений, условий для подчинения твари нетварным Божественным энергиям. Об этом я уже писал Вам. Во-вторых, тварь, кроме человека, не может быть свободной, не может иметь свободы выбора. Об этом я уже цитировал Лосского. И все это вопросы богословия. Я, еще и еще раз, повторяю, создание православной науки касается только православного естествознания и православной антропологии. Православное (orthodox) богословие завершено – по определению. Для богословствования нужен особый духовный опыт. Древние, например, говорили: “Да богословствует только епископ”. Вопросы богословия я больше обсуждать не буду. Если Вы считаете себя достойным обсуждать вопросы богословия, то обращайтесь не ко мне. Я не достоин их обсуждать.
|