Задачи русской государственности и русской цивилизации
- Волков Олег
08.08.2008 08:45
Принцип синергии не отрицает, а как раз предполагает "поуровневое подчинение твари снизу вверх как реализацию действия нетварных Божественных энергий". Но при этом подчеркивается, что "двигателем этого является любовь к Богу". "Соединение без любви было бы механическим, а любовь предполагает свободу, возможность выбора и отказа" (В.Н. Лосский. Догматическое богословие. Глава 10). Но если в человеке эта любовь принимает свою высшую форму свободного самоопределения личности, то в остальной природе действуют ее ограниченные, редуцированные формы: "Существует, конечно, и безличная любовь, слепое тяготение желания, рабство природной силе. Но не таковая любовь человека или ангела к Богу - иначе мы были бы животными, привязывающимися к Богу каким-то темным влечением, наподобие сексуального" (Там же). Следует же единство синергии тварного мира из единства природы нетварных Божественных энергий: "Итак, энергии-проявления не зависят от творения: они суть то вечное сияние, которое не обусловлено бытием или не бытием мира" (Там же, Глава 5). Просто "энергии свойственно творить, природе же свойственно поизводить" (В.Н. Лосский. Очерк мистического богословия восточной церкви, глава 4, цитата св. Григория Паламы). Но если "познание личности недоступно рациональному мышлению", то производящие свойства остальной природы вполне наблюдаемы и познаваемы. При этом подчеркиваю: "догматическое учение об энергиях - не абстрактное понятие и не интеллектуальное развлечение: эдесь речь идет о конкретной реальности религиозного порядка, хотя она и трудно уловима" (Там же).
|