Славянские истоки социально-экологического подхода во врачевании алкоголизма и других видов пристрастий

  • Николай.     04.08.2008 13:08

    "это наука нехитрая, в совершенстве усваивается на данном форуме."

    Если бы Василий, как и все поклонники программы "12 шагов" в России, смог преодолеть свою блокировку на донесение до разума всех тех светлых мыслей, что изложены в том числе и на этом форуме, то дальнейшее направление трезвения ему было бы абсолютно чётко понятно. Однако он, к сожалению, предпочитает замечать только лишь выпады в свой адрес, которые, кстати, вполне обоснованны в связи с однотипностью его поведения на любом форуме "Русской Линии".

    Здесь уже немало сказано как о здравых путях вывода россиян в трезвую счастливую жизнь без химической или любой другой зависимости, так и об опасности принятия на вооружение наркологической службой и Русской Православной Церковью сомнительных методик иностранного производства. В своей работе, опубликованной здесь же, на "Русской Линии" ("Необходима здоровая альтернатива", http://www.rusk.ru/st.php?idar=112918), я уже разбирал эти злободневные вопросы. Однако, судя по всему, необходимо дать ещё кое-какие пояснения для читателей форума и его активных участников. Пользуясь случаем, выражаю благодарность всем тем, кто продолжает сопереживать за судьбу нашей по-прежнему спивающейся нации, сгорающей в молодой её части от наркотического дурмана, тем, кто пытается найти наиболее оптимальные и наименее вредные пути приобретения навыков здорового во всех отношениях образа жизни.

    Позвольте и мне внести скромную лепту в тему обсуждения на этом форуме. Сделаю я это при помощи цитат из работ 2-х уважаемых мною специалистов в наркологической области - одного светского, другого - православного священника. Оба они профессионалы своего дела с многолетним стажем работы на этом непростом поприще.

    1. А. Л. Игонин – доктор медицинских наук, профессор, руководитель отдела судебно-психиатрических проблем наркоманий и алкоголизма ФГУ «ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского»:

    «Условия функционирования общества АА («Анонимные Алкоголики») изложены в 12-ти «традициях». Красной нитью в них проходит требование к членам сообщества соблюдать анонимность и независимость. Не рекомендуется, в частности, совместная деятельность с медицинскими и просветительскими организациями… … … Общество АА состоит из множества групп (ячеек), создающихся по территориальному принципу. В их организации ключевую роль играют консультанты – бывшие алкоголики или наркоманы, заслужившие уважение членов сообщества.

    ... ... ...

    Следует, однако, отметить, что, несмотря на активные попытки создать сеть ячеек общества АА в России, к особому успеху эта деятельность не привела. Такого рода организации в нашей стране пока малочисленны и далеки от стабильного функционирования.

    Вероятно, плохая приживаемость ячеек общества АА в России связана с тем, что менталитет россиян отличен от менталитета американцев. Кроме того, жители нашей страны исповедуют иную религию либо являются агностиками. Более успешна деятельность сообществ наркологических больных при традиционных для России религиозных организациях, в первую очередь, при Русской Православной Церкви.»

    Опубликовано в № 1 за 2007 год журнала «Наркология» РАМН и на сайте «Нет-наркотикам»: http://www.narkotiki.ru/expert_6426.html

    2. Священник Валентин Жохов – учредитель Душепопечительского центра во имя преподобномученицы великой княгини Елизаветы Федоровны, село Ромашково, Московская область:

    «Современная психотерапия объединяет научные и псевдонаучные методы влияния на человеческую личность.

    Следствиями этого являются: а) умножение количества методик; б) неразборчивость в средствах – в ход идут гипноз и кодирование, психоанализ, экстрасенсорика вплоть до ворожбы...

    Из методов групповой взаимопомощи в нашей стране получило развитие движение анонимных алкоголиков (АА) и анонимных наркоманов (АН).
    Не всеми наркологами одинаково оцениваются возможности этих видов работы с группами. Тот же нарколог А.Г. Данилин пишет: “АН нельзя воспринимать как универсальный способ помощи наркоманам... Принципы психотерапевтической помощи в обществе рассчитаны на среднего американца... Душевная жизнь молодых людей нашей страны устроена несколько по-иному (имеется в виду неспособность к рациональным самооценкам), не говоря уже о том, что такие понятия, как Бог или душа сегодня являются эмоционально чуждыми, непривычными”.

    Психолог Е. Проценко, напротив, заявляет, что “наиболее эффективно работающие терапевтические общины... методологически основаны на программе 12 шагов, являющейся хорошо проработанным и испытанным временем вариантом применения христианских принципов в каждодневной жизни человека” [12, с.65]. И далее: “В основе программы 12 шагов лежит покаяние” [12, с.66]; “эти подходы... – не что иное как упорядочение и своеобразная конкретизация (применительно к решению частных вопросов) основ христианской общинной жизни, реальная практика восстановления истинной соборности (без упоминания имени Христа! – свящ. В.Ж.).

    Движение АА и АН внешне выглядит вполне благопристойно, но для христиан является абсолютно неприемлемым. Авторы “12 шагов и 12 традиций” пишут: “Принцип анонимности имеет огромное духовное значение; он напоминает нам о том, что мы должны отдавать предпочтение принципам, а не личностям (Спаситель умер на кресте не за принципы, а ради людей – свящ. В.Ж.); мы должны на практике следовать принципу подлинного смирения”.

    Смирения ищут все христиане, но православие знает смирение, бывающее “паче гордости”. Традиция №2 утверждает принцип АА и АН о “любящем Боге”, воспринимаемом ими “в том виде, в котором он может предстать в нашем групповом сознании”.

    Анонимность – нехристианское понятие, поскольку таинство крещения связано с принятием христианского имени. Анонимность – современный вид отступничества от Христа, так как христианин в АА и АН при общении с христианами же не может открывать свое настоящее имя.

    … … …

    Некоторые издания не прочь сделать рекламу АН – “Мудрость этой программы (12 шагов) и движения (АН) состоит в том, что наркоман самоутверждается в отказе от наркотиков и старается привлечь к своей новой философии других наркоманов”.

    Самоутверждение в Православии именуется гордостью и, как основа всех грехопадений, противится мудрости.

    Пропагандировать АА и АН как “системообразующий фактор жизни, лечебное общение равных” [22, с.306] запретить, конечно, невозможно. Но православным надо понимать, что системообразующим фактором их жизни может быть только Православная Церковь, Имя Главы которой точно известно.

    … … …

    В нашей стране растет количество активных членов Церкви, в их семьях могут быть проблемы, связанные с потреблением наркотиков – часто именно родители наркоманов становятся церковными людьми; поэтому Церковь имеет право и долг ставить перед государством вопрос о подготовке специалистов для работы с наркоманами, о создании православных реабилитационных центров. Для этого необходим механизм государственной поддержки (финансирования) трудов Церкви в этом направлении, тем более, что идея терапевтического сообщества не нова – это нерелигиозная копия первохристианской общины [7, с.69; Деяния апостолов, гл. 2, 42-47].»

    Материал получен с http://www.meparh.ru/publications/periodicals/mev/2002_1_2/11.htm и в целом представляет большой интерес для тех, кто интересуется разработками в отношении налаживания взаимодействия между государственной наркологической службой и Русской Православной Церковью в борьбе за трезвость нашего народа.

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика