Славянские истоки социально-экологического подхода во врачевании алкоголизма и других видов пристрастий
- традиционалист
02.08.2008 13:54
//призываю еще раз обратить внимание на высказывания АЛЕКСИЯ, архиепископа Орехово-Зуевского, ИЛАРИОНА, епископа Венского и Австрийского. Они дают реальную основу для адаптации 12 шагов к реалиям Руси и миссионерской работы (Александр А.Б., 27.07.2008, 12:23)//
Протоиерей Алексий Бабурин, настоятель Никольской церкви села Ромашкова Одинцовского района Московской области, председатель Совета Душепопечительского центра преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы Феодоровны "Дом милосердия". Фрагмент статьи «Объединить наши усилия» из сборника «Наркомания: грех или болезнь». М., Даниловский благовестник, 2001, с. 169-172:
«Что касается деятельности сообществ «Анонимных Алкоголиков» и «Анонимных Наркоманов» в нашей стране, идеи которых легли в основу лечения наркологических больных большинства клиник, то о ней можно сказать, что она только с виду носит безобидный характер. Однако это совсем не так. Настораживает не только то упорство, с каким лидеры «АА» и «АН» добиваются признания у духовенства и мирян Русской Православной Церкви, а прежде всего, их категорическое нежелание упоминать имя Господа нашего Иисуса Христа в своей классической Программе «12 Шагов», хотя на каждом шагу они говорят о Боге.
В предисловии к первому изданию русского перевода книги «Анонимные Алкоголики» безымянные её авторы пишут: «Программа А.А. никогда не обрела бы такого всемирного признания, если бы вкладывала в эти («Бог», «Высшая Сила» и т.п. – прот. Алексий Бабурин) универсальные понятия конкретное религиозное содержание. Поскольку понимание духовности в книге гораздо шире, она легко воспринимается католиками, буддистами, атеистами или мусульманами.» Слава Богу, православные оказались более бдительными, их нет в этом перечне.
Лидеры сообществ «АА» и «АН» утверждают, что они не являются религиозным обществом, так как не ставят условием для членства наличие принадлежности к какому бы то ни было вероисповеданию. Но разве отсутствие принадлежности членов общества к той или иной конфессии исключает возможность обществу «АА» и «АН» быть религиозным?
Кроме того, сторонники «АА» и «АН» заявляют, что они также не связаны ни с какими религиозными организациями или сектами, хотя многие религиозные деятели во всём мире поддерживают их и сотрудничают с ними.
Интересная позиция у сообществ «АА» и «АН»: ни с кем не связаны, а вместе с тем получают поддержку. Создаётся впечатление, что, отрицая на словах религиозное содержание в деятельности сообществ «АА» и «АН», его лидеры вольно или невольно претендуют на роль творцов универсальной религии.
Иначе как понять их обращение к идее Бога? Как известно, главным определяющим признаком религии является вера в Бога. Кстати говоря, только при наличии веры Программы «АА» и»АН» – «12 Шагов» и «12 Традиций» могут работать. Значит, по сути сообщества «АА» и «АН» являются объединением верующих людей. Возникает вопрос: к реальному Богу обращаются анонимные алкоголики или к вымышленному? По-видимому, это им безразлично.
Нет возможности подробно анализировать идейное содержание деятельности «АА» и «АН» с богословской точки зрения, это дело отдельного исследования. Но на одном принципиальном положении «Учения Анонимных Алкоголиков» я всё же должен остановиться.
Согласно утверждениям идеологов «АА», алкоголизм – это болезнь, подобная, скажем, сахарному диабету. Поэтому, с их точки зрения, церковь бессильна помочь больным алкоголизмом людям. А вот сообщества «Анонимных Алкоголиков» – всесильны. «Алкоголики всех стран и конфессий, объединяйтесь в сообщества «Анонимных Алкоголиков» – высшую форму соборности, оплот совершенной религиозности, гарантирующие вам здравие и благополучие», – вот подсознательный лейтмотив всех призывов «АА». Апостол Павел пишет, что пьяницы Царства Божия не наследуют (1 Кор.6,9-10), а Анонимные Алкоголики твердят: алкоголизм – это не грех, это болезнь.
Из православных людей никто не сомневается в том, что злоупотребление спиртными напитками – грех. Вместе с тем, мы знаем, как многократно повторяемый грех переходит в страсть, в данном случае в пьянство, которое со временем приводит к болезни – к алкоголизму. Заметим, страсть порождает болезни, а не трансформируется в болезнь. Стало быть, и страсть, и болезнь сосуществуют. Поэтому самой действенной терапией будет та, которая направлена на устранение причины возникновения заболевания, а не на его механизм развития или симптомы. Нет, пьянство – именно греховная страсть, имеющая своего идола – Бахуса, которому усердно служит всякий, кто упивается хмельными напитками.
Не случайно идеи «АА» и»АН» за 10 лет не прижились ни в братстве трезвости «Отрада и Утешение» (председатель – игумен Иринарх Грезин), ни в приходах Русской Православной Церкви, за редким исключением. А в итоговом документе Второй епархиальной медико-педагогической конференции «Миссия Церкви на рубеже тысячелетий», проходившей в декабре 1999 года в Воронеже, и вовсе читаем: «Считаем, что пропагандируемые и активно внедряемые в России общества «Анонимных Алкоголиков» и «Анонимных Наркоманов» (так называемая «Программа 12 шагов»), насаждаемые из-за рубежа, неприемлемы для Православной традиции.»
И точка. Нет никакого смысла дальше разводить демагогию на эту тему. У здравомыслящих людей больше вопросов возникать не должно.
|