Задачи русской государственности и русской цивилизации
- Непомнящих Игорь
01.08.2008 08:25
Из Вашего текста я понял суть Вашего неприятия моей статьи. Моя статья для мирян, которые заняты строительством нашего государства, и которые составляют 99% нашего народа, и для которых уход из мира не есть способ решения их духовных проблем. Сегодня проблема для мирян состоит в том, что если основы православного богословия достаточно глубоко разработаны Отцами Церкви и могут служить фундаментом православной науки, то этого нельзя сказать о православной антропологии и о праволавном естетсвознании, которые разработаны лишь, естественно, в пределах их собственного опыта – опыта монахов, опыта аскетов, но не опыта мирян, активно участвующих в государственной, научной, деловой или иной деятельности. Например, если обратиться к преп. Исааку Сирину, то можно убедиться, что "главное, кажется, что вдохновляет автора, это бегство из мира и стремление к истинному духовному созерцанию. При чтении Исаака Сирина чувствуется… невозможность достичь истинного ведения в общении с миром и с людьми, – это встречается почти на каждой странице книги." (Архимандрит Киприан Керн. "Антропология св. Григория Паламы"). Кстати, и о кожаных ризах. Св. Николай Кавасила - мирянин, занимавший высокий государственный пост, - писал, что кожанные ризы даны человеку во спасение. “Все стороны и проявления жизни, все части “кожаных риз”, в том числе и наука – познание мира, призваны и способны к преображению во Христе, поскольку православная “духовная жизнь не избегает мира, а преображает его. Это не перемена места, а изменение образа бытия. Мы, пишет Кавасила, “сим образом живем в Боге: переместив жизнь от сего видимого мира в невидимый, переменив не место, но дела и жизнь”” . “Все уровни жизни - профессиональной, художественной, умственной - и всё прочее, что составляет, как мы видели, "кожаные ризы", может и должно привиться к жизни таинств, становясь через это не просто очищенными "силами к поддержанию жизни", но гораздо большими "духовными силами и чувствами", которые уже не мешают, а помогают духовной жизни. Больше того, они становятся средством, которым верные приемлют и воцерковляют (ένσοματώνουν στήν `Εκκλησία, делают телом Церкви) мир. Т.о., наша историческая жизнь прививается Христу и становится Его телом. Это раскрывает общественное служение и великую преображающую силу Православия" (П. Неллас. “ Христологическая антропология по св. Николаю Кавасиле””, сокращенный перевод главы из книги П. Нелласа "Zoon Theoumenon" (издана на английском языке под названием "Обожение во Христе”. St. Vladimir Seminar. Press. Crestwood. N.Y., 1987)).
|