Задачи русской государственности и русской цивилизации
- Алексей Бахмутов
26.07.2008 23:09
Замечательная статья. Автором ставится попытка системного анализа Православной цивилизации, носителем и гарантом которой в наше время является Россия. Показано, что слабый с точки зрения атеистов фактор чистоты и искренности Православной Веры фатальным образом влияет на исход существования такой цивилизации, а значит и всего мира. Показано также, как это практически происходит сейчас в России.
«Странность» статьи с точки зрения о.Арсения, лишний раз показывает, что наш клир (как и наш народ, частью которого он несомненно является) мыслит скорее эмоциональными категориями, чем осознавая масштаб роли, которую играет РПЦ в современном мире. С такой позиции трудно критически осмыслить реальности нашего мира и жизненную необходимость для Церкви адекватно отвечать новым условиям. Современная административная структура РПЦ и её методы работы сформировались ещё в СССР. И это приводит к тому, что «вместо разговора между братьями формируется политиканское противостояние. Такая подмена духовного душевым и подтверждает очевидное: единство недостижимо при нарушении чистоты веры, попытки же достичь единства административным нажимом в этом случае только разжигает страсти». Или к набившему уже оскомину упорству в сохранении членства во Всемирном совете церквей. Другой принципиальной проблемой является то, что «все материальное содержание РПЦ в целом и каждого клирика, в частности, зависит не от воцерковленных, как правило, бедных прихожан, а от решений чиновников и пожертвований богачей. Такая "симфония" действует разлагающе на обе стороны». Бесспорно утверждение Автора, что «решение этих проблем невозможно без восстановлении чистоты веры у клира и мирян». Однако из текста статьи непонятно, что значит, добиться «восстановления того взаимодействия между истинным иосифлянством и нестяжательством в Русской Церкви, которое заповедовал преп. Сергий Радонежский». Утверждение, что «для восстановления же этого взаимодействия необходимо, чтобы внутренняя духовная жизнь Церкви определяла бы внешнюю ее сторону, ее функцию в миру, а не наоборот» выглядит благой декларацией. Вероятно, никто это оспаривать не будет, а вот как реализовать это практически – большой вопрос. Глобальность темы значительно превосходит рамки статьи. Вероятно, Автор будет и дальше разрабатывать эту тему. В связи с этим хотелось бы обратить его внимание на некоторые утверждениям, с которыми совершенно невозможно согласиться:: 1) «...создав, например, собственную литературу, но так и оставшись ученицей в науке» - Это не так, по крайней мере, в области фундаментальных наук. Слабость российской науки, если таковая и наблюдалась в определенные периоды времени (как сейчас, например) обусловлена слабостью материальной базы и недальновидностью властей. Недавнее лидерство отечественной науки в области математики, физики частиц, ядерной физики и прикладных технологий, физики твердого тела и низких температур, астронавтики очевидна всем, кто посещает сегодня зарубежные научные центры – там работают тысячи ученых, воплощая многие идеи и подходы, разработанные в СССР. Среди недавних нобелевских лауреатов уже появились бывшие советские ученые. 2) «Так, на уроках физики детей учат тому, что физика – это фундаментальная наука о природе. Но такая оценка физики – науки об искусстве проведения и объяснения результатов искусственных экспериментов (а отнюдь не наука об изучении реально протекающих процессов в природе) – формирует со школьной скамьи ограниченно рационалистическое мышление, которое-то и привело западное христианство к католичеству, а затем и к протестантству». Скорее наоборот, фундаментальные науки могут способствовать усилению веры (см., например, http://www.rusk.ru/st.php?idar=112088). Дело только в том, в чьих руках находится этот инструмент. Проблема современной западной цивилизации – не в неверном учении о фундаментальных науках, а в ОСЛАБЛЕНИИ веры Христианской. Просто, атеисты и ненавистники Христианства используют науку как инструмент манипуляции сознанием малообразованных людей.
|