Собаки не должны гулять на месте, где стоял храм
- Александр Тимофеев
23.07.2008 01:10
С Вами спорить проще, ведь ваши возражения основаны на вполне понятных аргументах. Ваши возражения и аргументы свидетельствуют о том, что Вы действительно интересуетесь этой проблемой, для осмысления которой черпаете информацию, очевидно, не только из РЛ.
Ваша реплика: «А архивы слабо почитать? Это были три абсолютно разных здания! И чтобы раскопать фундаменты Храма 1720 г. надо снести АТС! Нет вопросов-сносите! И на ее месте восстанавливайте Храм поставленный основателем нашего города Петром Великим!»
1. В Матвеевском сквере действительно было три храма. Матфиевская церковь, освященная в 1720 году, действительно стояла на месте нынешнего здания АТС. Эти утверждения верны.
Тем не менее, из истинных посылок Вы делаете ложные выводы. Я полагаю, что причиной вашей ошибки стало пренебрежительное отношение к истории. Без знания истории этих храмов невозможно понять суть проблемы. Уверен, что вы знаете историю этих храмов, но все же я ее Вам напомню.
Историческая справка: 29 июля 1703 года в Петропавловской крепости была заложена деревянная церковь во имя апостолов Петра и Павла. В 1719 году церковь была перенесена в Матвеевский сквер и освящена в 1720 году во имя апостола Матфия. В 1754 около нее была выстроена деревянная, теплая церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В 1800 году на месте нынешней насыпи, около которой молится православная община, была построена каменная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В том же году была разобрана деревянная, теплая церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, построенная в 1754 году. В 1806 году была разобрана церковь во имя апостола Матфия, а престол и иконостас перенесены в каменную церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, где был устроен придел во имя святого апостола Матфия. Тогда же высокопреосвященным Амвросием велено было эту церковь в память прежней именовать Матфиевской.
Из ваших реплик я понял, что Вы не видите ничего общего между старой Матфиевской церковью 1720 года и более новой 1800 года. Это так? На мой взгляд, между этими церквами есть несомненная связь, более того, я считаю, что эти церкви являются одним храмом, а не двумя, как утверждаете Вы.
1.Какой можно сделать вывод из этого сообщения: «В 1806 году была разобрана церковь во имя апостола Матфия, а престол и иконостас перенесены в каменную церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, где был устроен придел во имя святого апостола Матфия. Тогда же высокопреосвященным Амвросием велено было эту церковь в память прежней именовать Матфиевской»? Чтобы сделать правильный вывод необходимо знать, что такое престол. «Самая главная часть храма есть алтарь. В алтаре совершается священнослужителями богослужение и находится самое святое место во всем храме - Святой Престол, на котором совершается таинство Жертвы Тела и Крови Христовой. Алтарь устраивается на возвышении. Он выше прочих частей храма, чтобы всем было слышно богослужение и видно, что делается в алтаре. Самое слово «алтарь» значит «возвышенный жертвенник». Святым Престолом называется особо освященный четырехугольный стол, находящийся посередине алтаря и украшенный двумя одеждами: нижней - белой, из полотна, и верхней из более дорогой материи, большей частью из парчи. На престоле таинственно, невидимо присутствует Сам Господь как Царь и Владыка Церкви. Прикасаться к престолу и целовать его могут только священнослужители», - более подробное объяснение Вы можете найти на этих сайтах: http://www.pravoslavie.ru/put/shagi/pervieshagi02.htm и http://drevo.pravbeseda.ru/index.php?id=138. Надеюсь, что из приведенной цитаты Вам стало понятно значение престола в храме. Престол старой церкви был перенесен в новую. Что это означает? В новой церкви был утроен придел во имя старой. А это что означает? И, наконец, новая церковь была названа в память старой. А это что означает? Что значат для Вас все эти переделки? Вкладываете ли Вы в них духовный смысл? Или это просто ремонтные работы с последующим ребрендингом? Рискну предположить, что вы до сих пор считаете эти церкви не одним, а двумя храмами. Это так? Причина наших разногласий, на мой взгляд, кроется в том, что мы, по всей видимости, в понятие «храм» вкладывает разный смысл. Для Вас храм – это, насколько я понял, просто здание, в котором совершаются богослужения, для меня же храм – это Дом Божий. Если историю церквей оценивать с вашей позиции, то тогда действительно эти церкви были двумя разными храмами, поскольку были двумя отдельными зданиями. Ваша логика проста и понятна и, по-своему, правильна. Однако, если считать храм, прежде всего, Домом Божиим, а не просто зданием, тогда следует признать, что старая Матфиевская церковь как храм не перестала существовать после того, как ее разобрали. Она продолжила свою жизнь, поскольку ее престол был перенесен в новую церковь. Боюсь, что пока Вы будете отождествлять храм со зданием, Вы не сможете понять, что произошло, когда престол старой церкви был перенесен в новую. Поэтому ваш вывод о том, что новый Матфиевский храм был построен, когда Петра Первого уже не было в живых, говорит только об одном - Вы отождествляете храм со зданием. Именно это отождествление является причиной ваших ложных выводов.
|