Жертва Царя-мученика
- Прот.Георгий Городенцев
19.07.2008 00:18
М.Яблоков. Ваши рассуждения, батюшка, о причислении к лику святых иноверцев весьма сомнительны. Как известно еретика не спасает даже мученическая смерть. Конечно, сомнительны. Поэтому я и употребляю такие выражения: «возможно», «по моему мнению», которые и должны показать внимательно читающему, что я не считаю это мнение истинным в последней инстанции. Но сомневаться не значит отрицать, а лишь значит полагать, что это может быть так, а может быть иначе. А как оно есть на самом деле, об этом, как я и сказал, должна судить вся полнота Церкви. Когда Церковь вынесет свое определение по этому делу, я, как ее верное чадо, его приму, хотя бы оно было и вопреки моему первоначальному мнению. А Вы, Михаил? По поводу личного и покаяния в цареубийстве. Виновны мы, или нет? В чем наша вина? Очень правильно о ней говорит один из участников дискуссии: «Когда я осознал это, я каялся за то что : всю свою юность и зрелые годы верил мифу о "слабом", "кровавом" Государе и поддерживал этот миф, пока Бог не открыл мне глаза за 2-3 года до Его Прославления». Действительно, живя в этом мире, зараженном ложью, мы иногда совершаем на наш взгляд мелкие грешки этого рода, например, посмотрел клеветнический фильм типа «Агония», а не сразу выключил телевизор, прочитал книгу подобного рода, поверил еще какой-то лжи и т.д. Этим мы и показываем свое соучастие низвержению Самодержавия и убийству императора. И действительно, если мы верим, или даже просто даем место клевете на Царя, следовательно, мы этим как бы утверждаем, что не так уж неправы были те, кто сверг (прости меня Господи, употреблю их выражение) «прогнивший царский режим» и убил Царя. Конечно, доля такого нашего соучастия в этом преступлении ничтожно мала и, казалось бы, нам не о чем беспокоиться. Но тут хитрость дьявола! Все зависит от силы преступления. Если она чудовищно велика, то и той ничтожной доли, которая падет на нас, вполне хватит, чтобы нас духовно раздавить. В качестве примера можно привести действенность обычных вооружений. Так, например, человек, находящийся на открытой местности в километре от места взрыва самой мощной бомбы времен Второй мировой войны, скорее всего не пострадает от взрыва. Но если это бомба атомная, то от экспериментатора не останется и следа. Так что делайте вывода. И над всем этим есть такое аскетическое правило, которое опытные священники часто применяют на практике. Если мы не знаем, совершили мы какой-то грех или нет, то лучше все же упомянуть его на исповеди. Если мы его действительно совершили, то он будет прощен, а если не совершили и исповедали, то ничего страшного с нами не произойдет, в таком случае нам будет прощен другой, забытый нами грех. А вот если мы этот грех совершили, но сознательно не исповедали, то тогда наша исповедь будет недействительной. Все это применимо и в данном случае. Причем, как к покаянию каждого христианина, так и к покаянию всего русского народа. Если мы, призывающие к такому покаянию, и не правы, то последствия этой ошибки будут куда менее трагичны, чем последствия ошибки наших оппонентов. Если не будет всенародного покаяния, то с русского народа не будет снято и наказание. Поэтому бедствия, которые постигли его в ХХ веке-волкодаве продолжаться и в XXI. Готовы ли вы, спорящие с нами, взять на себя долю ответственности за это дело?
|