Слово в день памяти святителя Филарета (Дроздова)
- Р.Н. Юрьев
10.07.2008 18:07
Чтобы было понятно, откуда ветер дует, нужно обратиться к греческому тексту и истории его возникновения. Καὶ εἰς τὸ Πνεῦμα τὸ Ἁγιον, τὸ κύριον, τὸ ζωοποιόν, - говорится отн. Св. Духа, и Καὶ εἰς ἕνα Κύριον Ἰησοῦν Χριστόν. Как видно, относительно Св. Духа написано: εἰς τὸ Πνεῦμα, отн. Христа - εἰς Κύριον, т.е. слово Господь - с большой буквы, если быть более точным, то - без артикля, а относительно Св. Духа - с артиклем "τὸ". Причины этого кроются в сложной ситуации во время утверждения Символа Веры. На тот момент была важна борьба с другими еретиками, и Св. Василий Великий счёл допустимым оставить "τὸ", чтобы не поднимать на Соборе спор с еретиками пневмотомахами, которые отрицали Божество Св.Духа. Кстати, его решение оказалось правильным, т.к. эта ересь сама сошла на нет. Суть нам всё равно понятна, и никаких сомнений в том, что Св.Дух есть Бог нет. Вот для католиков это составляет проблему, и нынешний Римский Папа пытался на этом самом "τὸ" выскочить из Filioque, объясняя, что-де, в Символе Веры речь идёт не о Св.Духе - Боге, а вообще о некоем духе Церкви (или что-то в таком роде), который исходит от любого Лица Троицы, поэтому может исходить и от Сына. Божество Св.Духа при этом он не отрицает и, получается, признаёт, что Он не исходит от Сына, но считает, что об этом Лице Троицы просто ничего не сказано в Символе Веры. Все эти рассуждения приведены у него в книге "Введение в христианство", я передал очень общо, кому надо, сам прочтёт. Такое толкование - замудрёно донельзя, и прямо противоречит дальнейшим словам - ну почему тогда этот "дух" со Отцем и Сыном спокланяема и сславима? Для нас же проблемы никакой нет, тем более, что артиклей в русском и славянском языке нет, пусть нас этот вопрос и не мучит.
|