Что посеешь, то и пожнешь
- Андрей Х
08.07.2008 09:56
Вобще у нас в больших городах, с привычкой не только к световой скорости паутины, где вся информация подается мигом и сразу - про Собор, Диомида и пр., но и с привычкой к большому числу священников, их разным мнениям, всяким школам и курсам, куда может и не ходили, но слышали что там вот то говорят, а там иначе. И нами проблема еп.Диомида рассматривается в этом же ключе - "им бы трезвенного батюшку", "состояние там в общем прелестное" и т.п. А из Москвы разным крутым митрополитам наверно вообще не понять особенности национальной глубинки.
И это письмо мне навеяло воспоминание сибирского городка, куда добраться можно только самолетом или баржей. Причем это почти Европа (сразу за Обью), но по глубине самая что ни на есть чукотка. Храмовая жизнь в таких точках весьма специфична. Вот иер.Антоний пишет про серпентарий: и там также бывшая парторг резко обратилась, съездила в паломничество и к мужу вернулась уже в постриге. Когда один местный двоешник (это к тому, что в маленьком городке клеймо - это навсегда) закончил семинарию и приехал священником домой, он уже имел приход во главе с рясофорной монахиней. Кроме прихода существовала еще община православных, "дух" которых не соответствовал духу бывшего парторга и "раскол" был неминуем. Естественно, в организации парторга не переплюнешь - сразу отстроили храм, сперва деревянный, а как сгорел - каменный. Храмы на Севере по меркам средней полосы строят очень богато (благо снижение налогов + провести нефть через другие счета). Народ в целом также не бедствует, но скучает. Но в силу того, что "дух православия" оценивается в таких серпентариях, храмовая жизнь обрастает множеством дополнительных обрядов, про которые услышала такая монахиня в паломничестве. Например, одна замужняя девица стала послушницей (или даже постриг) и ввиду этого причащалась из Чаши трижды (как священники), везде брошюрки с почитанием "старцев", любимые песнопения монахини перед Причастием (напр. "спит Сион и дремлет злоба"), обязательное целование престольной иконы перед Чашей (а где то наоборот резкий запрет на целование икон во время Причастия). Понятно, что новичку войти в такой храм сложно, а "городского" начинает жестко напрягать это необходимое вживление в серпентарий для общения с православными и батюшкой. А иначе сиди дома - читай Отцов и сокрушайся, поскольку ситуация то безвыходная. Как приедет архиерей, монахиня кудато исчезает и ни слуху ни духу. В такой среде Патриарх - высоко (на Большой Земле), Владыка - далеко (в Городе). А апокалиптическое чувство рождается само собой. Все погибли, кругом болота и леса - до нас ересь не доберется.
Что касается католичества - думаю, канонисты объяснят, что Окружное Послание не подписано Всеми Патриархами (в т.ч. Московским) и не является точно Соборным. Так ведь можно привести и примеры решений патр.Метаксакиса о новом стиле, там тоже несколько Патриархов подписали, но это не делает новый стиль обязательным. Католицизм как ересь уже умер и в этом проблема. После II Ват.Собора католики смогут сформулировать и относительность "филиокве" (напр. "Дух от Сына как и Сын через Духа" близко православному богословию). Папизм также они поставили в такую относительность, что православным ни за что не понять, что же они имеют ввиду. У католиков есть культура двойных стандартов - при известных смягчениях II Ват.Собора внутренняя жесткость напр. в отношении браков с инославными нисколько не смягчилась, но была вновь подтверждена - только это осталось внутренним документом. У нас же внешняя жесткость, оборачивается компромиссами в частностях. На мой взгляд всякие церковные отношения с католиками и им и нам на погибель. Мы - уже слишком разные. Даже если слова исповедания совпадают, эти слова о Другом.
А позиция безальтернативности глобализации, западного пути развития, высказанная митр.Кириллом, мне глубоко отвратительна. Ведь если нет православной культуры, православной цивилизации, тогда чтоб не "отстать", "причаститься" к западному пути нам нужно или к неохаризматикам (Альфа-курс).или к Папе. Та же советская культура не была построена с нуля, но в своей высоте есть та же самая православная культура с истинным пониманием Личности, Общества и военная наука и технология работали в парадигме православной ценности Отечества.
|