"Путь" в никуда

  • Николай.     01.07.2008 18:09

    Отче, постойте, не покидайте форум, не ответив на вопрос - нетактичнен и показателен будет такой Ваш неловкий уход.

    Повторюсь.

    Вы писали давече: "Монастыри всегда были хранилищем традиций, и, поверьте, что в нашем Троицком Холковском монастыре я совершаю богослужение максимально приближенное к уставному, т. е. как вряд ли служат в храмах подписантов "письма 19-ти" (иеромонах Агафангел 26.06.2008 21:46)"

    Батюшка, простите, Вы решились обвинить представителей следующих крупных ценимых по всей Руси монастырей: Николо-Перервинского, Валаамского, а также многих храмов двух столиц, их честных пастырей в отходе от следования уставу на основании того, что они подписали данное обращение (см. http://www.rusk.ru/st.php?idar=105284)???!!!

    Ответьте уж, будьте любезны.

    Что касается "атаки клонов", как Вы изволили выразиться - то подобные заявления содержат в себе явно выраженные элементы паранойяльного характера.

    Вы уже не один раз объявляли здесь о своем великом открытии - "Николай." и "сопереживающий" - одно лицо. Здесь, как видно, дедуктивные способности в Вас проявились. Локально, так сказать, мыслить умеете. А вот с глобальными зацепками беда у Вас с Марией - протестантизм рядом с собой никак отметить не желаете. Парадоксальная умственная слепота получается. Редкий диагноз, однако с каждым годом распространяется все шире и шире.

    О чём, собственно говоря, и сопереживаю. Согласитесь, имею право делать это в различных проявлениях и формах. Так что позвольте пояснить Вам и Вашей братии (с преданными делу либерализации Православия сестрами) кое-какие особо волнующие меня моменты. Напишу, как Вы и просили "post factum".

    Ваши слова: "то, что происходило здесь последние недели называется, к сожалению, именно наезд… и на здравую дискуссию похоже меньше всего...

    ... повторю: Я окончательно оставляю дискуссию в этой ветке, как давно уже не приносящую пользы. Более отвечать на сообщения здесь я не буду. Можете писать Post factum что Вам угодно"

    Лично мне угодно написать Вам правду, но устами двух авторов статьи "От протестантизма в России к русскому протестантизму". Один из них уже неоднократно упоминался на этом и некоторых других форумах, но с новой фамилией, приобретенной после замужества - Коскелло.

    Любопытный программный документ от пропротестантских аналитиков Санкт-Петербургского происхождения, что ещё больше даёт им право считаться экспертами в данной области. Пояснения к этому утверждению может найти каждый, кто сможет осилить фрагменты сего текста до конца.

    Доблестная Мария Сеньчукова, возможно, снова напишет со ссылкой на свой компьютерный новояз - "ни асилила, слишком многа букофф", но это уже её трудности. Наш истинный борец за сохранение красоты традиции в Русской Православной Церкви, иеромонах Агафангел (Белых) жаждет здравой дискуссии безо всяких клонов.

    Итак, позвольте представить Вашему вниманию фрагменты текста, который позволяет многое понять из происходящего сегодня в том числе и в миссионерском отделе Церкви.

    Прошу прощения у редакции за объём составленного с моей стороны "поста" - кажется, это действительно важно.

    "От протестантизма в России к русскому протестантизму

    15 января 2004

    Сергей Филатов, Анастасия Струкова

    Дело в том, что те протестанты, которые сумели выжить в советских условиях, постепенно перестали в основной своей массе быть чужими окружающему их обществу. Прежнего врага - православной церкви, инициировавшей преследования протестантов, как активной социальной силы вскоре не стало, а воинствующих атеистов в народе все-таки не было реально много. В поздний советский период преследования были в основном со стороны государства, но не общества, и то только в отношении особо непокорных...

    Мощный толчок развитию российского протестантизма дало падение советской власти. Одно время у нас в стране была разрешена всякая миссия, и homines sovietici хлынули в том числе и в протестантские общины. Основную часть прихожан - которая, кстати, в численном отношении выросла невероятно - составили люди из безрелигиозных семей, получившие атеистическое воспитание и не знавшие какой бы то ни было религиозной традиции. Так был фактически открыт путь к превращению протестантизма в России в массовое явление.
    Первые лет пять события, казалось бы, развивались в направлении, препятствующем формированию подлинно русского протестантизма и его адаптации российским обществом. Неофиты из числа протестантов обычно гордились тем, что являются членами американской или шведской церкви, и при случае нередко использовали возможность эмигрировать. Но даже в этот период начала 1990-х, когда русские протестанты в большинстве своем не думали о своей русскости и видели свой духовный идеал в США и других странах Запада, шло формирование общественно-политического самосознания русских протестантов - большинство новообращенных верующих уже в тот период были людьми демократической ориентации...

    Но есть и более глубокие - не только социополитические, но и культурные предпосылки этого нового движения. Волна агрессивного "антизападничества" постепенно спадает, но последствия советского "просвещения", о которых мы уже говорили выше, сегодня активно действуют. Кроме сказанного, добавим также, что путь к "инкультурации" в России в настоящее время в значительной мере облегчен трансформацией самого представления русских о своей традиционной культуре. Память о православии как о духовной основе российской культуры в народе в целом присутствует, но реально под православием часто понимается культурное наследие России - памятники литературы, изобразительного искусства, традиции праздников, но не собственно религиозная жизнь. Подобный стереотип восприятия православия довольно сильно укрепился за советское время не без участия самой Русской Православной Церкви (РПЦ), так что сегодня внешняя "православность" считается уже вполне достаточным условием "русскости". В связи с этим становятся более ясными те требования, которые современное российское общество предъявляет конфессии, которую оно готово воспринять как национальную.
    Современная "инкультурация" протестантизма в России предполагает три основных составляющих:

    1. Собственно культурное укоренение на русской почве - осознание протестантами своей принадлежности русской исторической традиции, русской духовности и ментальности.

    2. Осознание протестантами своей ответственности за судьбы родины, своей обязанности и способности изменить Россию к лучшему. Формирование русского протестантского патриотизма, предполагающее свое специфически протестантское национальное чувство.

    3. Признание русским общественным мнением, русским национальным сознанием протестантов и протестантской субкультуры своей неотъемлемой частью.

    Надо сказать, что полное включение религиозных диссидентов в национальную культурную, общественную и политическую жизнь - задача, которая не только в России, но и в других европейских странах решалась на удивление поздно: часто уже после того, как все другие политические свободы были достигнуты и права обеспечены...

    Одно из наиболее видимых проявлений "инкультурации" протестантизма - это свойственное практически всем активным протестантским церквам в современной России более или менее осознанное стремление к элементам православной обрядности. Можно сказать, что, несмотря на частичную утрату русскими культурной преемственности в течение XX века, неосознанное представление о том, как должна быть оформлена вера, у многих сохранилось. Поэтому в деревнях, где вот уже лет восемьдесят не появлялся хоть какой-нибудь христианский священник, а о православии знают по литературе, кино и бабушкиным сказкам, протестантского пастора нередко сегодня уже называют "батюшкой"...

    ... иную картину представляет пятидесятничество, развивающееся последние 20 лет особенно бурно. Несмотря на вероучительную близость баптизму, оно проявляет неожиданно сильную способность к такого рода инкультурации "через обряд". В пятидесятнической ментальности есть черты, принципиально отличающие пятидесятников от баптистов. Возможно, причина этого коренится в своеобразии пятидесятнического богослужения, легко адаптирующего темы и образы окружающей культуры. К тому же пятидесятнические общины в основном состоят из людей, пришедших к вере недавно. Им чуждо характерное для баптистов сознание гетто, выработанное за долгие годы противостояния окружающему обществу. В особенности это касается молодого харизматического направления, наиболее свободно относящегося к построению богослужения и оформлению церкви. Иконы сегодня сплошь и рядом украшают сцены собраний харизматов - новое поколение пятидесятников убеждено в возможности славить Бога любым способом (из тех же соображений некоторые рок-группы харизматических церквей, к слову, ломают о голову кирпичи)...

    В то же время есть ряд других практических успехов: с каждым годом в России увеличивается количество созданных протестантами, в основном харизматами, общественных организаций, коммерческих и некоммерческих партнерств, с такими названиями, как, например, "Христианский юридический центр", "Союз христиан-предпринимателей", "Объединение христианских фермерских хозяйств", "Центр изучения Библии", "Медицинское христианское общество" и тому подобными. Спектр деятельности этих организаций оказывается достаточно широк, церковная миссия в них сочетается с конкретной социальной, просветительской, коммерческой деятельностью, которая сама по себе вполне самодостаточна. Фактически это полусветские объединения, поэтому они зачастую легче, чем протестантские общины как таковые, находят контакт с внепротестантской частью российского общества. В особенности это касается протестантских просветительских центров, языковых курсов, лекций, библиотек, становящихся все более привлекательными для нецерковных людей. Такими учреждениями сегодня религиозная информация в основном предлагается, но не навязывается - можно прослушать любой курс или взять на дом литературу, не становясь членом церкви. Во многом с этим связан их рост; они помогают реализовать определенные интересы в области истории, искусств, права или языков даже тем, кто считает себя православным, но не находит аналогичных возможностей в близлежащих православных приходах...

    Патриотизм протестантов имеет свою специфику: представление о великой России для них - это автоматически представление о демократическом правовом государстве с неукоснительным соблюдением прав человека. Они часто не любят западную массовую культуру, тем не менее Россия для них - западная страна, пороки Запада - это общие для христианского мира пороки. Какой-то особый русский путь, с их точки зрения, нелепая фантазия...

    Итак, протестантизм в России за последние 15 лет проделал принципиальную эволюцию: он обрусел во всех смыслах - собственно религиозном, культурном, идеологическом, социально-политическом. И год от года этот процесс все усиливается. Но чтобы полностью укорениться на русской почве, всего этого недостаточно. Не только протестантизм должен идти навстречу России, но и Россия - навстречу своим протестантам...

    Общественное признание - важный этап на пути полноценного включения протестантов во все сферы национальной жизни. Однако энергичная социальная работа протестантов на востоке страны не может заменить работы идеологической, мировоззренческой. Молодые общины Урала, Сибири и Дальнего Востока не имеют достаточных интеллектуальных сил, чтобы выразить и доказать свою "русскую природу" и себе, и окружающему обществу. В этом отношении особую роль в современном движении за "русский протестантизм" играют общины Санкт-Петербурга. В отличие от других регионов России, вековое пребывание протестантов в этом городе не оспорить. Члены Реформатской церкви, без сомнения, появились здесь вскоре после основания города, а лютеранское присутствие фиксируется на невских берегах и прежде появления на карте Петербурга. Более развитая, по сравнению с другими регионами России, культура толерантности в отношении людей иной веры в этом городе способствует, во-первых, большей подготовленности общества к восприятию русского человека в качестве протестанта, а во-вторых, большей уверенности самих протестантских общин в своих обращениях к обществу. Именно в Петербурге зародилось большинство инициатив, связанных с инкультурацией протестантизма, и именно отсюда они распространяются по всей России.

    В заключение можно сказать, что моноконфессиональные - будь то "католические", "протестантские" или "православные" - нации все более осознаются человечеством как миф. Рост протестантизма в России, равно как и его внутренняя эволюция, уже сделали неизбежным его признание второй основной религией русского народа в обозримом будущем. Процесс полноценного включения религиозных меньшинств в национальную жизнь - неизбежное явление для современного общества. В начале XX века к этому вплотную приблизились страрообрядцы, но годы правления коммунистов не только отбросили их от достижения этой цели, но и вообще сильно ослабили. Теперь второй по численности и реальному влиянию религией среди русских стал протестантизм. И именно он на наших глазах изменяет религиозное самосознание русского народа. Без сомнения, протестантизмом дело не ограничится, за ним со временем наступит очередь католицизма, того же старообрядчества, а затем, возможно, и каких-то нехристианских религий (скорее всего, это будет буддизм)."

    Думаю, никому ничего особо пояснять не имеет смысла - программа "ПРОТЕСТАНТСКАЯ РОССИЯ" работает на максимум. То, что мы наблюдаем сейчас, лишь эхо предстоящей брани за души русских людей. Известный факт - поработив душу и разум, тело отдается в рабское повиновение. Кому - это нам лучше сможет поведать "участник рабочей группы по презентации Миссионерской Концепции о которой, кстати, Святейший говорил вполне позитивно в своём докладе". Кому, как не ему сие знать.

    И напоследок: "И, пожалуйста не уводите в сторону дискуссию. Речь не об этом. Меня обвинили – я ответил. Приучайте себя поступать также (иеромонах Агафангел 30.06.2008 17:56)."

    Золотые слова, отче, спаси Господи за добрый совет! Надеюсь, и для Вас это настоящее руководство к действию? Это правильно! И будьте, пожалуйста, настоящим пастырем для своих чад, всегда отвечайте на обвинения. Причем обязательно ЧЕСТНО и максимально подробно - на каждое по пунктикам. Их на этом форуме более чем достаточно.

    Ежели желаете выдвинуть в мою сторону какие-либо обвинения, с удовольствием на них отвечу. Только вот почему-то так их здесь и не прозвучало в мой адрес – одни лишь голословные провокационные штришки. При необходимости, то есть особой желательности момента, можете привлечь для этой миссии своего закадычного друга из светского мира - Петр Каминский Вам как раз под стать. Лишь священный сан Вас разнит, а сущность, простите, единая угадывается. Дух, я бы сказал. Похож на тот, что игумен Евмений (Перистый) в своих вакханалиях сверху по ошибке призывает...

    Всего Вам замечательного и необычного в этой угрюмой православной жизни, без всяких смайликов и имхо!

    Бог в помощь! Господь рассудит.

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика