Хуже, чем ничего...
- К.Николаева
25.06.2008 10:29
С началом апостольского поста, братья и сестры! Многие высказанные на форуме мысли очень правильны, но… На мой взгляд, многое смешано «в кучу» - большой спорт, фанаты, подготовка к армии, детский спорт, собственное занятие физкультурой. Рискну осветить эту проблему еще с одной стороны, по-моему «обойденной» участниками форума. Изучая духовное наследие алтайской Духовной миссии (признанной лучшей и образцовой на рубеже 19-20 вв.) удивлена была тому вниманию, которое уделялось ФИЗИЧЕСКОМУ воспитанию учащихся Бийского катехизаторского училища, готовящего кадры для Миссии. Будущие пастыри занимались физкультурой, играли в подвижные игры. С детства и до окончания университета я не помню себя без занятий спортом, и 7 лет назад, когда подросли наши дети, встала проблема, в какой секции им заниматься. Придя в сельский Центр детского творчества, узнала, что подходящей секции нет. Заведующая посетовала на проблему с кадрами и, между прочим, сказала, что «вы ведь тоже не пойдете руководить секцией». А почему вы так думаете? – спросила я, задетая тоном вопроса. -Так вам же нельзя. – А почему нельзя? – Так Вы же верующая (я регент в храме), а верующим нельзя. -Грешить верующим нельзя, а не мяч по площадке гонять – ответила я. Короче говоря, я получила должность тренера секции волейбола с нагрузкой 8 часов в неделю. Возраст детей, пришедших на занятия, оказался от 14 до 17 лет. Никаких проблем с набором не было, меньше 20 детей на занятия не приходило. Так началась 4-летняя эпопея под названием « тренер волейбольной команды». Самая большая проблема, с которой пришлось столкнуться – ужасающая грубость детей по отношению друг к другу. «Дурак, баран, козел» - не самые плохие из тех, выражений, которыми награждали друг друга ребята после незначительной ошибки в игре. За полгода познакомилась с детьми ближе, познакомилась с родителями и классными руководителями, появились первые успехи на тренировках. Однако до идиллии было далеко. Однажды поле очередной тренировки, когда все изрядно переругались - поняла, что дальше так нельзя. Построила всех и сказала, что больше так не могу, что если они желают находиться в зоопарке среди баранов и козлов, они могут продолжать, а я подаю заявление об уходе, и, попрощавшись, ушла в тренерскую. Через некоторое время зашел капитан команды и сказал: «Вы нас простите. Не уходите, пожалуйста, у нас уже сменилось 4 тренера. Вы – первая, кому хоть что-то было нужно». В этих словах сказано многое: подростки зачастую бесконечно одиноки в этом мире, что и заставляет их объединяться в «волчьи стаи». Детей не обманешь. После этого случая особых дисциплинарных проблем у нас не было: старшие быстро навели порядок, и вскоре я уже радовалась, наблюдая, как они болеют друг за друга, вместе отмечают дни рождения, праздники. С самого начала я повторяла им: «Друг друга надо любить и беречь» За 4 года команда прошла путь от начинающей до районной сборной. Так можно ли верующему человеку тренировать, например, волейбольную команду? В период тренерства я получила следующие возможности, о которых и не мечтала за полтора десятка лет преподавания в Воскресной школе. 1.Возможность проповеди. Причем такую проповедь не сравнишь с беседой, например, в классе, когда дистанция учитель-ученик сохраняется. Здесь появляется возможность разговора, разговора неформального. В момент приема на работу мне было строго сказано: «никакой религиозной пропаганды на занятиях быть не должно». Я с этим, естественно, согласилась. Но это не означало, что я не осеняла себя крестным знаменем перед началом тренировок, перед трапезой во время соревнований, перед поездкой в автобусе. В постные дни на сборах ограничивалась постной пищей. Все это не акцентировалось, не подчеркивалось, но вызывало у ребят интерес. Сколько восторга было, когда я пригласила их в первый раз купаться в проруби на Крещение! 2.Широкие воспитательные возможности, например неформальные беседы о вреде спиртного, в частности пива, столь популярного в молодежной среде, табака, нецеломудренного образа жизни. 3.Возможность собственного роста и физического и духовного. Замечательная практика живого общения, которую не заменят десятки умных книг. Прошло 3 года с тех пор, как ребята «ушли» в большую жизнь – все поступили учиться, кто-то отслужил армию. Наблюдая за ними издали, общаясь с родителями, вижу, что никто из них не спился, не бросил учебы, не «истаскался». Они дружат, создают семьи, заходят в храм по праздникам. А на каникулах опять собираются на спортплощадке, только многие из них уже приходят с подругами. И еще: недавно интересуясь у парней, пишут ли они своему товарищу, ушедшему в армию, они мне с восторгом поведали следующее: «Мы перед Новым годом Игоря попроведали. А он как раз в госпиталь попал. Представляете, он лежит, а мы все заходим. Он чуть с кровати не упал – думал галлюцинация от высокой температуры». Глядя на их довольные физиономии подумала, что если бы даже не было всех вышеперечисленных плюсов, а была бы только эта поездка к больному товарищу (мужчины вспомните свой первый год службы!), то все равно эти 4 года я потратила не зря.
|