"Путь" в никуда
- Мария Сеньчукова
23.06.2008 02:21
"кто же автор этих, как Вы называетете, "благоглупостей"."
Разрешите вставить свое "веское слово"? Вообще традиция причащаться редко возникла в Синодальный период, когда священники были обязаны раскрывать тайну исповеди в случае угрозы государственных преступлений. А вот исповедь, действительно, в Русской Церкви традиционно предшествовала Причастию обязательно (поэтому современная тенденция причащаться без исповеди, на самом деле, является попранием традиции - и традиции хорошей, полезной). Так и повелось.
Кстати, интересный нюанс: преподобного Серафима Саровского не слишком чтили в "верхних эшелонах" церковной власти (мы помним, что канонизирован он был по прямому ходатайству Государя) в частности за настоятельную рекомендацию причащаться во все посты, Великие праздники и просто воскресные дни. Аргумент, что рекомендация эта применима исключительно для монашествующих - критики не выдерживает: этот совет давался Мотовилову, который монахом не был.
Укрепилась эта позиция в советский период российской истории - в церквах пересчитывали причастников (и сообщали, куда следует), поэтому причащаться старались пореже.
То, что в Синодальный период было бедой, а в советский - исповедничеством (прп. Мария Египетская, как известно, за жизнь причастилась два раза - менее святой она от этого не стала) совсем необязательно считать нормой и, более того, единственно допустимым ритмом церковной жизни.
|