Религия как объект научного познания
- Непомнящих Игорьi
22.06.2008 11:31
"Религиоведение не может быть атеистичным или теистичным, оно должно быть научным, не партийным, не однобоким, не пристрастным и прислуживающим, а объективным, независимым научным исследованием религии, как одного из основополагающих явлений человеческого бытия на земле, как основы духовной экзистенции человека. Деление религиоведения на светское и теологическое есть нонсенс. Религиоведение не должно быть ни тем, ни другим, оно должно быть только научным, хотя выдержать научную объективность и беспристрастность не просто, как по причине внешних обстоятельств, так и по причине субъективной позиции исследователей религии, их отношения к ней. Но мы должны говорить об идеале религиоведения, а не о его допустимых вариантах, ибо эти допущения могут заводить так далеко, что религиоведение утрачивает свою научность, как сугубо научная дисциплина. Религиоведение может быть только светским." - Так может рассуждать только неверующий человек, собирающийся учить верующих вере. Религия - дело духа, наука - дело души. В основе христианства лежит Откровение, в основе науки - познание человека. Подчинять дух душе, божественное человеческому - это отказ от Православия. "Душевный человек не понимает того, что от Духа Божия, ... не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может" (1 Кор. 2. 14). Откровение не изучается наукой, но может быть наука о толковании Откровения. Это академическое богословие, но главным является мистическое богословие. Истинный богослов - кто истинно молится, истинно молится - кто истинный богослов (Евагрий). Автор не понимает, что основное различие между западным христианством и православием состоит в разном взаимоотношениии между понятийным познанием и верой. Запад: вера в пределах предварительного понятийного понимания. Православие: понятийное понимание в пределах веры. Автор пытается быть "прогрессивней" даже протестантов. Позиция автора - фактически позиция сциентизма - одного из главного сегодня врага Православия.
|