"Путь" в никуда
- Мария Сеньчукова
13.06.2008 22:23
"Но как же не бывает, если мы не то чтобы договоиться друг с другом не можем, но и цепляемся (я, по крайней мере) к словам друг друга?"
Это разномыслия. Им надлежит быть.
"в моей голове не укладывается, как православный может любить либерализм, голосовать за Чубайса, публиковаться в масноском "Посеве", любить Европу и презирать Россию и т.д. и т.п."
Всякое бывает. Хотя, да, это странно.
"2. По поводу дискуссии на Соборах Вы неправы: там Истина не находилась путем диалектического нанизывания категорий друг на друга. Да, Отцы были образованы, но не забывайте, что еретики были людьми высокого образования. Побеждали те, кто свидетельствовал об Истине своей святой жизнью. "
Ну, во-первых, с вырабатыванием терминологии там было все нормально: одна история термина "единосущный", думаю, может быть отличной иллюстрацией. Во-вторых, еретики зачастую были людьми праведной жизни - Несторий, например. Или даже Ориген.
"Поэтому и появилась формула: "Изволися Духу Святому и нам". Ведь не ритуал же эта формула! А то у Вас получается, что Отцы оказались более тонкими спорщиками нежели еретики."
Я не думаю, что образованность является синонимом умения тонко спорить. Разумеется, без Духа Святого никакая образованность не поможет, а будет только более "красивая" ересь. С другой стороны, разумный человек всегда легче согласится с тем, что ошибся - а даже если по гордости не согласится, его ошибку легче найти, ибо он мыслит трезво и последовательно. Один глубоко уважаемый мною священник говорил, что ересь от безграмотности гораздо более живуча, чем ересь от ума: образованного Ария достаточно было последовательно опровергнуть на Вселенском Соборе, чтобы арианство как ересь постепенно сошло на нет, а, например, иконоборчество живет и процветает до сих пор.
"А Шевкунов и сам по себе авторитетен в Церкви. За его словами стоит Предание Церкви, и эта правда открыта православному народу"
Отец Тихон авторитетен в народе, но насколько высок его авторитет именно в Церкви - не знаю. Надо посмотреть, какова будет реакция на Архиерейском Соборе.
"Католичество уже давно забыло о том, что такое святость"
Во-первых, я и в этом не уверена, а во-вторых (и в главных) - при чем же тут те же миссионерские Литургии (кстати, все остановки в ходе богослужения - совершенно уставные)?
"Если поборник комментированной Литургии желает обращаться к рассудку прихожанина, от, будьте уверены, дух святости быстро отлетит"
Почему Вы противопоставляете святость и рассудок? Мне кажется, понимание - это совсем не дурно. Разум дан нам Богом, отказываться от него ради ложного благочестия - это фарисейство.
"Вы серьезно думаете, что у Мещериновых святые могут быть? "
Не знаю. Я не духоносная старица и таких вещей знать не могу. Это только Господь ведает. Мне отец Петр Мещеринов лично очень симпатичен - способностью к диалогу, адекватным отношением к критике и так далее (хотя далеко не все его взгляды я разделяю), но кого уж он взращивает - не мне судить.
"За Лосева отдельное спасибо. Хотя, вы знаете, либералов он крепко не любил"
О, я его хорошо понимаю (и за это, в частности, люблю) - тоже не терплю либерализма, ибо идеология "убогонькая" и серьезных вопросов не разрешающая.
Благодарю Вас за оценку моих реплик. Я очень хотела бы, чтобы вместо обидных слов в дискуссиях формировались конкретные претензии, поэтому стараюсь не реагировать.
|