Традиционализм без Бога

  • В. Градин     12.06.2008 17:41

    /В этом и есть пределы русского традиционализма без Бога. Он может существовать на определенном (и даже длительном) этапе российской истории, как подпорка больному, как меньшее из зол, как препятствие на пути развалу в период безвременья и безбожия, однако не в состоянии вернуть народ к культурным корням, кои растут из Православия./

    Да, в этом ключе очень интересно отношение к проблеме "наука и
    религия" теоретика права, историка, философа, либерального деятеля Бориса Николаевича Чичерина (1828-1904)
    -----------------------------
    (философию которого, берет сегодня на вооружение "Единая Россия" - "Именно Чичерин является носителем той идеологии, которая сегодня крайне необходима для нашей страны. Было бы правильным, если бы партия "Единая Россия", которую часто обвиняют в отсутствии идеологического содержания, взяла на вооружение часть его идей, взяла саму личность Б.Н.Чичерина как своего идеологического гуру." http://www.edinros.ru/news.html?id=132226 )
    ---------------------------
    и славянофила, публициста, общественного деятеля Ивана Сергеевича Аксакова (1823-1886).

    "В предисловии к книге "Наука и религия" Чичерин высказывает исходные
    положения своего мировоззрения. Он называет разум единственным путем постижения явлений природы и человека: "Ни смысла, ни связи явлений опыт нам не раскрывает: связующее начало, не подлежащее внешним чувствам, постигается только разумом"."

    "Внимательно прочитав книгу "Наука и религия", Аксаков нигде не прощает автору подчас схематической умозрительности в объяснении сложнейших явлений жизни человеческого духа. Вполне проявляя при этом жесткость собственного мировоззрения."

    "В главе "Положительные религии" скепсис Аксакова вызывает вся логика Чичерина в объяснении развития религиозных систем. Называя положительной религией такую религию, которая "представляет известное миросозерцание, определяющее отношение Бога к миру и к человеку", Чичерин видит в этом уже развитый философский элемент. Не отрицая необходимого присутствия в душе живого общения с Богом, он все же утверждает, что "одна философия способна раскрыть истинный смысл религий". У Чичерина речь идет об умозрительном понимании смысла религии. А Аксаков совсем не о том иронически замечает на полях: "Так что без философского образования и общение с Богом невозможно?!!".

    "Аксаков не может перенести и реверанса Чичерина в сторону Католической Церкви: "Католическая Церковь могла бы еще сослужить великую службу человечеству. Обладая могущественнейшею организациею, она более других церквей, в состоянии отстоять самостоятельность нравственно-религиозного союза против излишних притязаний государственной власти... Но унаследованное от средних веков властолюбие не дозволяет ей держаться в должных пределах, а потому лишает ее сочувствия образованного мира. Стоя на почве свободы, она была бы непобедима; отвергая свободу во имя клерикальных притязаний, она подрывает собственные нравственные устои". Аксаков акцентирует подчеркиваниями ключевые слова и комментирует на полях: "Если б Кат. Церковь могла стать на почву свободы и не унаследовала "властолюбия", она бы не была католическою. Удивительное неумение у Чичерина воспроизводить типические черты исторических явлений и проникать в живую сердцевину". "

    http://az.lib.ru/a/aksakow_i_s/text_0020.shtml
    ------------------------------------ ---------------------------------------------

    Вспоминая, выстраданные Ф. М. Достоевским слова :

    «…если б кто мне сказал, что Христос вне истины, и действительно было б, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы остаться со Христом, нежели с истиной»,

    становлюсь на сторону автора статьи Сергея Петрова и славянофила Ивана Сергеевича Аксакова.

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика