Кто ты, мальчик со шрамом?..
- Триколор
05.06.2008 17:03
Всех православных с праздником Вознесения Господня ! г-ну Шаракову : Ни в коем случае не претендую на знатока -литературоведа творчества Гоголя , но читал с детства все его произведения неоднократно . Здесь мы обсуждаем не литературные достоинства произведений художественной литературы , а их соответствие православному образу жизни и мысли . Поэтому литературоведческие исследования здесь нам не помогут . Гоголь -выдающийся писатель , но как верующий человек прошел очень сложный и неровный жизненный путь. Это нашло отражение в его произведениях . Условно творчество его делится на 2 периода : до и после 1840 года . Летом 1840 г. Гоголь за границей пережил тяжелые приступы "нервического расстройства", "болезненной тоски" и не надеясь на выздоровление, он даже написал духовное завещание. Но затем последовало "чудное исцеление". Ему открылся новый путь. Начинается постоянное стремление Гоголя к улучшению в себе духовного человека . В произведениях первой половины его творческой жизни у Гоголя доминировало романтическое,чуственное начало . Это выразилось например в словах кузнеца Вакулы , обращенных к Оксане в «Ночи перед Рождеством» : «Что мне до матери? ты у меня мать и отец и все, что ни есть дорогого на свете» . После духовного перелома из под его пера появляются "Размышления о Божественной Литургии" и "Выбранные места из переписки с друзьями". Но и в них автор не совсем православен , на него по прежнему воздействуют страсти , сильно и латинское влияние . Святитель Игнатий (Брянчанинов) отозвался о нем так: «Религиозные его понятия неопределены, движутся по направлению сердечного вдохновения неясного, безотчетливого, душевного, а не духовного». Сам Гологль это прекрасно понимал , почему и сжег 2й том "МД" . В один из приездов в Оптину Пустынь он прочитал рукописную книгу - на церковнославянском языке -преподобного Исаака Сирина . В монастырской библиотеке хранился экземпляр первого издания "Мертвых душ", принадлежавший графу Александру Петровичу Толстому, а после его смерти переданный отцу Клименту (Зедергольму), с пометами Гоголя, сделанными по прочтении этой книги. На полях одиннадцатой главы, против того места, где речь идет о "прирожденных страстях", он набросал карандашом: "Это я писал в «прелести» , это вздор - прирожденные страсти - зло, и все усилия разумной воли человека должны быть устремлены для искоренения их. Только дымное надмение человеческой гордости могло внушить мне мысль о высоком значении прирожденных страстей -теперь, когда стал я умнее, глубоко сожалею о «гнилых словах», здесь написанных. Мне чуялось, когда я печатал эту главу, что я путаюсь, вопрос о значении прирожденных страстей много и долго занимал меня и тормозил продолжение «Мертвых душ». Жалею, что поздно узнал книгу Исаака Сирина, великого душеведца и прозорливого инока. Здравую психологию и не кривое, а прямое понимание души, встречаем у подвижников-отшельников. То, что говорят о душе запутавшиеся в хитросплетенной немецкой диалектике молодые люди, - не более как призрачный обман. Человеку, сидящему по уши в житейской тине, не дано понимания природы души". К словам Гоголя трудно что-либо добавить .
|