"Путь" в никуда

  • правдолюб     04.06.2008 23:55

    "Достаточно прочесть приложение №3 к тексту аналитической записки р.Б. Николая, чтобы осознать всю глубину падения личности этого человека, которому уже давно не место в лоне Русской Православной Церкви"

    Трудно с этим не согласиться.

    Некоторое время назад мне в руки попал текст, фрагмент которого я решил представить вниманию посетителей данного форума.

    "Богословие "Альфа Курса"

    «Испытывайте духов, от Бога ли они» - эти слова Апостола вспоминаются, когда начинаешь анализировать содержание «Альфа Курса».

    Ведущим одной из конференций в 2006 году, посвящённых этому вопросу - игуменом Евмением (Перистым) перед началом доклада о «богословии "Курса Альфа"» была рассказана притча. Рассказав о брошенных в тюрьму двух людях, один из которых, смотря в маленькое тюремное окошко, радовался звездам, а другой видел только решетку, ведущий призвал присутствующих в "богословии" заокеанских миссионеров видеть только звезды. Если вдуматься в эту аналогию, то получается, что православное миссионерство сегодня не только не заслуживает внимания, но и находится в положении брошенного в тюрьму, обреченного тосковать по далеким и недостижимым высотам метода «Альфа Курса»… Посмотрим, так ли заоблачны эти высоты?

    Как выяснилось впоследствии, после изучения материалов конференции, согласно услышанным выступлениям докладчиков, «Рабочим материалам научно-практической конференции», а также распространяемой на конференции книге «Альфа. Вопросы жизни. Введение в христианство» и другим материалам, учение "Курса" пропагандирует самое что ни на есть банальное учение харизматического толка. Это ясно с самого начала, даже если не обращать внимания на то, что в книгах "Альфы" приводятся слова лидера неопятидесятнических сект в России Сергея Ряховского, рекламирующего этот курс.

    Вот несколько конкретных примеров из выступления Грема Томлина, представленного в качестве профессора теологии, и англиканского священнослужителя. Описывая реализацию методики на занятиях, посвященных изучению Святого Духа (!!!), Томлин приводит свидетельства участников курса о своих экстатических впечатлениях. У одних они проявляются в счастливом смехе и радости, другие начинают плакать. Так, некая Кетрин вспоминала, что на выездном уик-энде, где обсуждалась тема Святого Духа и Его действия, она почувствовала Святого Духа в себе, пережила ощущение чистоты, святости, счастья. "Мои руки, - свидетельствует Кетрин, - сами стали подниматься вверх, из глаз потекли слезы, я почувствовала, себя святой". Далее Томплин привел еще несколько подобных свидетельств и попытался для подтверждения своих слов сослаться на препп. Серафима Саровского и Григория Синаита, которые описывали внешние стороны проявления даров Святого Духа, такие как дары слез и познания сущностей вещей. Ссылок на источники не приводилось (очевидно, что докладчик их вообще не употребляет). В равной степени не говорилось, что описанные отцами явления — не плод эмоциональности, а глубокого покаяния, о котором во всем "Альфа-Курсе" не сказано ни слова. Томплин отметил, что эти выездные занятия замечательны тем, что возрождаются дары древней Церкви, как то - исцеления, говорения на иных языках и другие - "Многие люди у нас в Духе Святом говорят на ангельском языке по примеру апостолов".

    К сожалению, после справедливой реплики о несовместимости такой позиции с Православным вероучением и практикой, отец Евмений достаточно натужно произнес: "Мне приходится балансировать между консервативным взглядом Православной Церкви и широкой экуменической позицией протестантов. Мы можем убрать из методики то, что нас смущает, чтобы использовать ее как инструмент. Хотя мы прекрасно знаем, что действие Святого Духа многократно описывалось православными авторами в сходных выражениях". Далее отец игумен вспомнил, как на одной из конференций один православный архиерей прочитал молитву "Царю Небесный", а присутствовавшие в зале харизматики стали плакать от "переживания Святого Духа".
    Элементы идеологии "Альфа Курса", а именно - учение о схождении Святого Духа и о свидетельствах об этом "схождении" в смехе, плаче, падении и непроизвольных телодвижениях, практика "говорения на иных языках" (т.н. "глоссолалии") о чем, не скрывая, говорили докладчики, позволяет сделать вывод о недопустимости проповеди подобных еретических и богохульных идей под видом "новых методов миссионерской деятельности". Проповедуемое под видом "простого ознакомления с другой миссионерской традицией" (слова ведущего игумена Евмения) концепция "Альфа Курса" явно придерживается неопятидесятнического учения, которое является неприемлемым для православного христианина и тем более православного миссионера.
    Нам же остается только надеяться, что данные методы не будут способствовать нагнетанию несвойственных для православных общин вероучений, что не может восприниматься со спокойствием и попустительством со стороны не только православного миссионера, но и всякого верующего, неравнодушного к делу сохранения чистоты Святой Апостольской Православной веры.

    Если же говорить об адаптации "Альфа Курса" к православному учению и миссии, как это советует делать игумен Евмений, то, боюсь, после беспристрастной критики и исключения всего не свойственного Православию учения, от "Альфа Курса", как наиболее безобидная сторона, останется лишь одно "кормление ужином"...

    В статье использовались справедливые замечания по "Альфа курсу"
    Руководителя Миссионерского и Катехизаторского отделов
    Екатеринбургской епархии священника Владимира Зайцева


    Александр Кузьмин,
    руководитель Саратовского отделения
    «Центра религиоведческих исследований»"

    Прошу прощения у автора, что не спросил у него соизволения на публикацию этого фрагмента его труда, однако, надеюсь, что он заочно разрешил мне сделать это во имя сохранения чистоты нашей православной веры.

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика