Кто ты, мальчик со шрамом?..
- Артур
03.06.2008 10:12
Да, нет, сударь, это скорее Вы подменяете предмет дискуссии. Ну, инсинуации в адрес критиков ГП с непременными финальными извинениями, долженствующими свидетельствовать о смирении автора, можно не комментировать.
По сути. Бог много чего попустил. И пострашнее ГП. Начиная от змия в Раю. Или вот наркотики… Да мало ли?...Можно правильно рассуждать о свободе выбора и нежелании Бога насиловать человеческую волю. Про современные реалии, которым сложно противиться, уже достаточно говорили коллеги: про школу, про СМИ, про состояние современной культуры.
Речь тут идет не о том, чтобы отрицать ГП как явление современного масскульта. И не о свободе выбора. А о том, что дети не могут пользоваться свободой выбора. Ну, нет у них полной свободы! Не положена она им! На то и существует воспитание. Я вполне допускаю, что некоторые священнослужители и миряне, проглотив все семь томов, вовсе не отреклись от Христа. Они взрослые люди, и читают книги критически. Речь о том, какую альтернативу предлагает Спаситель в отношении человека, который «соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня».
Любители ГП все время лавируют между двумя тезисами, делая акцент на одном из них по обстоятельствам. Тезис первый: в ГП нет соблазна, поэтому читать или не читать детям – вообще не вопрос. Тезис второй: В ГП, может, и есть соблазны. Но поскольку от него (ГП) никуда не деться, то нужно читать его вместе с детьми, чтобы истолковать в нужном ключе. Можно еще вовсе забыть про детей, и говорить о чтении вообще. Мол, грех ли это?...
Я очень сомневаюсь, что статья о.Алексия направлена персонально против непрестанно склоняемых медведевых-шишовых. Ну, написал бы им лично свои возражения… Ан нет, о.Алексий обращается даже не просто к публике, а именно к православным. Спрашивается, почему? Вероятно, потому, что как-то чувствует, что неприятие ГП в среде единоверцев вызвано вовсе не принадлежностью книги к определенному жанру, не ее сомнительноыми художественными достоинствами, не профессиональной критикой, а христианской интуицией, а если угодно, то и целомудрием, что ли… И возникает, должно быть, некоторая неловкость: большая часть паствы отвергает, а пастырь – приветствует. Надобно исправить паству… А христианскую интуицию назвать предрассудками, отсутствием разумения и темным сопротивлением миссионерским порывам духовных вождей.
Про навязывание или ненавязывание того или иного чтения – вообще странно слышать. Чем навязывание отличается от рекомендации или суждения? Содержит ли корпус духовной литературы такого рода рекомендации или суждения? Про «исследуйте Писания» - это навязывание или не очень?
|