"Миссия" на марше
- Сергeй Рябуха
30.05.2008 01:00
Вопрос о еретиках действительно очень спорный. Я ни в коем случае не претендую на полное освещение этого вопроса, но некоторые детали того как протекала борьба против ереси заставляют думать, что ереси по существу и не было. А было т.с. некое вольнодумство, какие-то новые западные идеи, привившиеся на русской почве. Единственным т.с. книжником ереси жидовствующих был Иван Чёрный, которых был переписчиком т.н. хронографов в которых были выдержки из Ветхого завета. На полях рукописей он оставлял пометки в форме зри , дивно и т.д. напротив текстов, говорящих о соблюдении евреями субботы и о не сотворении кумира. Этими вставками, может быть, и ограничивалось всё еретичество жидовствующих. Все попытки найти отреченные книги жидовствующих приводили к переводам с еврейского на русских некоторых Ветхозаветных писаний. Находили переводы на русский Псалтири с масоретским делением псалмов, т.е. наш 9пс. делится на 9 и 10, а наши 146 и 147 соединяются в 147пс. Я ошибся говоря в предыдущем сообщении что Иосиф Волоцкий советовал вел. князю разобраться с жидовствующими как испанский монарх Фердинанд, на самом деле это был еп. Геннадий Новгородский. Его призывы немилостиво казнить еретиков и особый интерес к имуществу казнимых еретиков, вызывали неодобрение в тогдашнем обществе. Об этом свидетельствуют постоянные возражения еп. Геннадия тем кто был против такого решения вопроса. Напр. послания заволжских нестяжателей с призывами одуматься и не велить казнить согрешивших братьев. Кстати, именно у заволжских старцев часто скрывались люди обвинённые в жидовстве, если бы они были действительными еретиками, то, не думаю, что заволжцы стали бы принимать и скрывать их у себя. Многих учёных книжников того времени, а особенно занимающихся переписыванием и переводом рукописей обвиняли в ереси. Самого еп. Геннадия обвиняли в ереси, требую исповедания веры, а потом сместили с кафедры. Жидовство еретиков состояло, скорее всего, в некоем историческом осмыслении новгородцами Ветхого завета перед лицом покорения Новгорода Москвой, любопытствовании о ветхозаветной вере, с чем связано широкое распространение ветхозаветных имён у жителей Новгорода.
|