"Миссия" на марше

  • Сергей Рябуха     28.05.2008 23:54

    Вообще-то уважаемый Яблоков, смертность всего и души в том числе - это основной догмат и Православия. Только Бог есть единый обладающий безсмертием. Остальное может обладать безсмертием лишь по своей причастности к Богу.
    Приведённая Вами анафема, ко мне не относится ибо я верю и в будущий суд, и в конец этого века, и в воздаяние по делам, и в церковное учение о безсмертии души.
    Потрудитесь прочесть, уважаемый Михаил, в какое безсмертие души не верит о. Георгий Кочетков: "Вера в то, что всякий человек от рождения своего имеет "бессмертную душу" есть вера языческая, вы это хорошо знаете..." (ПО, № 54, стр. 12).
    К сожалению, это предложение из моей проповеди приведено не полностью. Как становится ясно из контекста, здесь имеется в виду, что "бессмертие души" есть вера языческая по происхождению (далее в этом же предложении у меня стоит: "не случайно она и формулируется вполне в языческих терминах"). В этой проповеди я имею в виду лишь такое понимание "бессмертия души", против которого выступали еще христианские апологеты:
    "По мнению некоторых платоников она (душа) безначальна и бессмертна... (Но) души необходимо получили начало и могут перестать существовать: ибо они произведены для людей и прочих животных... Поэтому души и смертны и подвергаются наказанию... Что душа живет, никто не будет отрицать. Если же живет, то живет не потому, что есть жизнь, а потому что причастна жизни... Душа причастна жизни, потому что Бог хочет, чтобы она жила, и поэтому может перестать некогда жить, если Бог захочет, чтоб она не жила более" (Св. Иустин философ и мученик. Творения. М., Паломник, Благовест. 1995. С. 142-144).
    Другими словами, говоря о том, что "бессмертие души есть вера языческая", я имел в виду то же, о чем писал прот. Георгий Флоровский в своей статье "Воскресение мертвых ("бессмертие" души)": "(Душа) может быть "бессмертной" не по природе, т.е. сама по себе, но лишь по Божией воле, т.е. по благодати" (Прот. Георгий Флоровский. "Воскресение жизни ("бессмертие" души)". // Догмат и история. М., 1998 г. С. 232. ). Здесь же он напоминает, что "бессмертие" души по природе предполагает ее "вечное предсуществование", что осуждено V Вселенским собором.
    О реальности смерти души говорил и свт. Григория Палама (см. Протопр. Иоанн Мейендорф. Жизнь и труды свт. Григория Паламы. Спб., Византинороссика, 1997. С. 172-174).
    Митр. Иоанн (Зизиулас) в наше время говорит об этом же так: "Сохранение уникальности и ипостаси личности не может быть обеспечено никаким свойством сущности или природы. Попытки древнегреческой философии - и под ее влиянием различных форм христианства - найти природную или "сущностную" основу для выживания человека (например, бессмертие души) не приводят к выживанию личностному. Если душа по природе бессмертна, необходимо личностное выживание (т.е. личностное выживание становится не свободным, а необходимым, что отрицает ее свободу - свящ. Г.К.) - и мы снова возвращаемся к древней классической онтологии. Даже Бог тогда бессмертен благодаря Своей природе, т.е. по необходимости, а человек относится субстанциально-необходимо - к Богу. Все это, будучи естественным для древних греков, у которых не было полной концепции личности, создает огромные экзистенциальные проблемы в приложении к личности в христианском смысле. Неизбежное бессмертие не может быть свойственно свободному Богу и есть вызов в отношении личности" (Иоанн Д. Зизиулас. Личность и бытие (глава из книги "Бытие как общение") // Духовный мир. Сергиев Посад, 1996. С. 126).
    Что же касается строго догматического исповедания, то я присоединяюсь к выводу прот. Георгия Флоровского: "Христиане, будучи христианами, не должны верить философским теориям бессмертия. Они должны верить во всеобщее воскресение". Поэтому я твердо держусь православного вероучения и "чаю воскресения мертвых и жизни будущего века".
    Если же я кого-то смутил тем, что в своей проповеди недостаточно полно разъяснил несовместимость языческой веры в бессмертие души с христианским чаянием воскресения мертвых, прошу меня за это простить.
    http://www.sfi.ru/rubrs.asp?rubr_id=194&art_id=3083&page=1

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика