Гарри Поттер и дух растления
- Рогозянский
25.05.2008 23:11
Важновой. Спасибо за правду. Чего-то похожего на реализм С.Важновой нам до сих пор и не хватало. Подразумеваю, что за редкими исключениями к 12-13 детским годам от нашего христианского воспитания остаются, как говорят, рожки да ножки. И приходится не то, что искать, что всему подростковому чтению-смотрению-самопробуравливанию противопоставить, а время от времени напоминать, что ТЫ ЕСТЬ, что родительское мнение, позиция "ще нэ вмэрлы". Вот на этом фактическом фоне и происходит так ск. дискуссия. Со всем ее сюрреализмом. Типа, все понимаем, о чем речь. Осталось устаканить детали. Кто такие дементоры... Масса экспрессии по поводу "Гарри" и Шишовой с Медведевой при полной безальтернативности: вот, ребенок ещё подрастет малость и всё равно начнет ЭТО ЧИТАТЬ. И не только это, но и много чего похлеще.
Проблематичной здесь выглядит также, увы, позиция критиков Дж. Роулинг, поскольку наверняка многие будут готовы заметить недостатки книги, но мало кто с определенностью скажет или даже попросту окажется готов размышлять по теме: что делать, чтобы наши подростки с течением времени читали не ЭТО, а что-то другое и лучшее? Скорее всего, критикам по мере взросления детей предстоит плавный типовой переход для начала в «умеренные», а после и вовсе в «сочувствующие». Нынешние «поттерианцы» есть также позавчерашние критики и охранители. Которым со временем потребовалось - всего только, ни больше, ни меньше - оправдание своего поражения. С обвинением кого-то, а не себя. И иным объяснением действительности и целей духовной жизни, притягиваемых на уровень «у меня в семье так» или «а по-моему так» - молодежных интересов при "минимум миниморум" родительского влияния.
Если кто-нибудь что-нибудь понял отсюда, тогда простите. Батюшка о.Алексий Плужников упрекал меня в витиеватости, и это по-видимому есть абсолютная правда. Всё время хотелось сказать проще, но выходило всё обухом по голове. «Да что же мы так убиваемся по «Гарри Поттеру», убивались тогда уж по детям! Ведь такая штука, как совесть, прежде всего подсказывает не неправоту Шишовой с Медведевой, а то, что дела наши с детьми плохи». В самом деле, дался нам этот Поттер и споры о нем, когда мы в реальности ничем давно не управляем и понятия не имеем, чем всё это для нас и наших детей обернется. Когда очередной комментатор начинает рассказывать историю своего посвящения в творчество Роулинг, честноё слово, диву даешься: и что же, после этого началась новая жизнь и с воспитанием стало вдруг получаться? Посмотришь в ЖЖ: какая потрясающая уверенность в себе! Верно, проблемы с детьми остались у одних только следующих советам Шишовой с Медведевой. У "нью-православных" их нет, всё давно решено. Осталась салонная снисходительность к тем, другим, «из концлагеря».
Я поражаюсь, Как быстро действительные проблемы православной семьи и воспитания, вся их неопределенность и неизбывность, заменяется на какую-нибудь отвлеченность, местечковую дилемму: разрешать чтение «Поттера» или не разрешать, позволительное там волшебство или нет, какого рода-племени-ориентации Дамблдор и прав ли Кураев? Ну и что, пускай Шишова с Медведевой десять раз ошиблись, У ТЕБЯ-ТО, С ТВОИМИ-ТО СЫНОМ-ДОЧЕРЬЮ ВСЁ ОЧЕНЬ И ОЧЕНЬ НЕСКЛАДНО. И никаким Гарри этого не поправишь. Не знаю, может быть, у о. Алексия иначе. У него дочь, как я понял, ещё маленькая, и по кругу общения «Поттер» ей вроде бы не грозил. Батюшка по своей воле решил приобщить чадо к предмету своео увлечения. В превентивном т. ск. порядке. «Не надо, я сам». Ну, если так, во что это вырастет и в какой мере «Поттер» выручит, посмотрим лет через 15. Пока, кажется, рановато делиться опытом.
Вообще же, то, о чем написала С. Важнова, - «Ума не приложу, что делать…» - в конечном итоге, есть единственный «сухой остаток» от спора. Мы действительно не знаем, как быть с детьми. С Поттером и без. Мы потерялись во всех этих слоганах и антислоганах насчет «гетто», «защиты от мира», «прививки против мира», «социализации» и т. п. Надо признаться, у нас есть одни конструкции, деления, предпочтения, версии, контверсии и ноль практических доказательств. С этого нужно начинать. А также заканчивать. ПОТТЕР НЕ ХОРОШИЙ И НЕ ПЛОХОЙ. Просто-напросто нам он, как известному персонажу – припарка.
Сознались бы, как С.Важнова: "Конечно, моё воспитание весьма далеко от настоящего православного...". Яснее и полезнее. Можно хоть остановиться и помолиться.
|