К вопросу о канонизации Григория Ефимовича Распутина
- А.К.
25.05.2008 22:58
Простите великодушно, отче Георгий! Прочитав сейчас и эту Вашу статью, заметил кое-что несуразное в одном месте, - хотя и не связанном непосредственно с заявленной в статье темою, однако важном с точки зрения православного взгляда на суть тех марксистско-ленинских "теорий", что были затронуты Вам в стетье. Тут вкрались... э-э-э... некоторые неточности или натяжки. Быть может, Вы сами того не заметив, оказались под неблаготворным умственным влиянием той же самой воистину проклятой марксистско-ленинской доктины!.. Покажу это с помощью цитаты (выделения мои -- А.К.): "Иногда действительно правящий класс, в силу тех или иных исторических причин действуя крайне неразумно, начинает приобретать черты эксплуататорского класса. Тогда возникает так называемая революционная ситуация. К примеру, сама марксистская теория по мнению некоторых социологов была создана на основе изучения всего лишь одного десятилетия истории борьбы буржуазии и пролетариата, не то в Англии, не то в Германии, когда буржуа и вправду действовали как эксплуататоры. На Западе такая деградация правящего класса была связана преимущественно с экономическими факторами. В России дело обстояло иначе. Поскольку уровень потребительской культуры у нас был ниже, чем на Западе, то соответственно и уровень жизни также постоянно был ниже, чем там. Жизнь у нас была тяжелее, чем в Европе, но революция, свергшая монархию, произошла на несколько сот лет позже, чем подобные революции в европейских странах." Во-первых, на Маркса в его создании "Капитала" и во всём прочем, несомненно, влияли множественные "силы", в том числе "пример" т.н. "Великой Французской революции", а однюдь не только "экономические исследования" в сравнении, скажем, того же периода перехода от феодализма к "буржуазному" строю Западной Европы и, главное - к машинному способу производства. Следовально, отнюдь не то только ему важны были примеры т.н. "буржуазных революций", в частности, английской (которая действительно самая "ранняя" из всех западноевропейских). Но свою "теорию" Маркс, а следом - и Ульянов-Ленин, строили более всего на сочетании вполне политиканской "эмпирики" с не менее политиканскими "философскими теориями". Впрочем, тут не разобрать этот вопрос даже кратко. Суть же Вашей натяжки или невольной ошибки, что я обнаружил, есть такова: Во-вторых, не очень-то корректно утверждать, что русская революция, действительно свергшая монархию, стоит в одном ряду даже с В.Ф. р-цией (до которой было тогда отнюдь не "несколько сот лет" временного пути). Но даже сравнивать "русский" Октябрь с английской "буржуазной" революцией, - по-видимому, аллюзия на которую проскользнула в выше приведёной цитате батюшки Георгия, - когда революция не только не "свергала" английскую монархию, но парадоксальным образом, быть может, укрепила её так, что оная "стоит" и доныне, - как-то не корректно... Что касается существ вопроса - касаяясь "революционной ситуации", - как раз В.Ф. рев-ция является примером того, как по ряду причин созникшее КРАЙНЕЕ расслоение в народе и "власти" и, главное, ОТЧУЖДЕНИЕ народа от своего властного сословия, - это и есть наиглавнейшая причина оной револ. ситуации. Вопрос же - отчего, по каким причинам во Франции конца 18-го, и в России на рубеже 19-20 вв. возникло весьма существенное, хотя и в каждой из тех стран - своё отчуждение народа от "высших" сословий, - всё это в таком кратком постинге даже затрагивать коль-либо глубоко было бы безполезно и невозможно. Простите, отче, что я так поздно "среагировал", да ещё и по весьма частному поводу, на Вашу статью здесь! Разбор ситуации с "канонизацией" считаю лучшим из прочтённых мною когда-либо. Впрочем, я-то не стоял никогда ни на одной из "крайних" позиций, так что кроме очень интересных фактов и цитат из Св. Отцов, данных Вами - весьма к месту и по существу дела, - здесь я ничего слишком уж "нового" для себя не нашел. И, быть может, именно поэтому ранее не обратил я внимания на эту примечательную статью, что специально никогда не выискивал для себя обзоров именно ЭТОЙ тематики в интернете, тем более в соответствующее время тех нешуточных "страстей", возникавших по поводу подобных вот канонизаций... С глубоким почитанием, А.К.
|