Кто ты, мальчик со шрамом?..

  • сестра2     20.05.2008 22:32

    Хочу уточнить, если при моем единодушии с Вами, возникло непонимание.
    Наверное я не смогла выразить точно некоторые мысли по поводу.
    Перечла свою реплику. Цитирую:" Но выросли ведь – и с одной строны – да, милые добрые – из детства -мультики, фильмы, книги….
    Но понимаем их уже в контексте новых познаний о мире, своего взрослого опыта – тяжелого, трудного. И иногда видим другие пласты, скрытые ранее смыслы – в тех же книгах или песнях или мультфильмах. Такие бывают прозрения удивительные.
    Но при этом – в душе одно не отменяет другого – дополняют, сосуществуют. И это нормально и хорошо.
    Конечно же, искусство – искусственность, вымысел. Но и искус в этом слове (и деле) есть."
    Т.е. - да, мы читали книги - примерно одни и те же, хотя у всех свой личный опыт. Я читала, и многое знала наизусть, любимые русские народные сказки, и бр. Гримм, Гофмана, и Маршака, Чуковского, Носова, и Жуковсого, басни Крылова, и конечно же - А.С.Пушкина, Гомера (вместе с отцом читали), мифы древней Греции и Рима, и бабушка вместо сказок часто пересказывала Библию. Книжек было много, но - то что вспомилось сразу. Мультиков и телевидения в моем детстве не было еще, а дети наши, они уже взрослые, весьма выборочно смотрят. Но книжки - те же. Добавились те, что появлялись, но не они основой чтения детей стали.
    Конечно я вижу в сказках больше пластов и смыслов сейчас, чем в детстве, и вижу чужеродность в одних и родное в других, и понимаю - в чем именно. И русские сказки читаю с радостью и сейчас, естественно, - удивительные, прекрасные, умные, четко разделяющие добро и зло. И Пушкина читаю, это счастье. А остальное - нет, разве что нужно для штудий и анализа - уточнить, вспомнить. Но это для ума, а не для ума и души - в отличие от сказок народных наших и Пушкина.
    Это - к прозрениям, к опыту. И к искусу. И к искусству - тема огромная, но если искусство вносит дисгармонию, разрушает мир душевный, гармонию мира - это зло, это пресловутый "черный квадрат" Малевича, затягивающая в себя тьма, искус искусством. Если гармония есть и умножается гармония в мире,а дисгармоничное в душе гармонизируется - в этом добро искусства. Так на мой взгляд.
    "Дополняет и сосуществует... и это хорошо." Фраза в самом деле вне контекста сомнительная весьма. Попытаюсь прояснить смысл, что хотела вложить в нее. Я помню о детстве много и хорошего и плохого, и не могу сказать "не было этого", и не буду каяться в том, что я была пионеркой, не понимая про символы и атрибутику то, что понимать стала взрослой. Мои родители, их друзья прошли войну, воевали, остались живы. Не все мои родные вернулись с войны, не все пережили Блокаду. Но те, кто продолжали жить - они щадили детскую радость бытия нас-детей послевоенных и не резали правду-матку о войне, и не только. Они жили радостно и светло, очень много работали, и они умели любить и сострадать, совесть имели и милосердие. И я благодарна взрослым за милосердие и мудрость, за то, что я ребенком не узнала всё, что знали они, обо всех ужасах, репрессиях, предательствах, о многом-многом зле мира подробно, если бы я знала тогда то, что узнала, от них же и узнала, но позднее, по мере взросления, когда и ум и душа смогли вынести и не озлобиться.
    Вот так сосущестуют и не смешиваются между собой впечатления детства и сегодняшнее понимание того, что происходило.
    Книги детства в детском восприятии и те же книги, понимаемые и глубже и иначе. И многое вызывает печаль. Но это было.
    И прошлое не перечеркивается. Оно понимается. И живем дальше. Продолжаем думать и чувствовать, в реальном времени.
    К репликам про воцерковленность - крещена в детстве, когда это было не без неприятностей для родителей, и в храм хожу. Извините, но мне это второжение в глубоко личное напомнило как раз проработки на пионерских и комсомольских собраниях:" А где твой галстук? почему значка нет? таких гнать из рядов..." И грустно стало.

    Понимаю, еще бы не понимать. Но Россия прошла всё же - с огромными, непредставимыми уже наверное, потерями через эти ужасные "эксперименты"-революции, а не рухнула, хотя ох как многие желали и желают этого.
    Возможно есть впечатление субъективное, что патриотов была горстка. Говорить не давали, да. Да и сейчас наши речи не слишком слышны.
    Но Родину любят искренне, предано и глубоко - если патриотизм понимать так - не горстка, а миллионы русских людей. Говорить не мастаки, просто любить и жить продолжают. В России.

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика