Кто ты, мальчик со шрамом?..
- Олегк
13.05.2008 05:50
Вот еще некоторые мысли родились. Конечно считают, что колдовство гарри это только фон, антураж, setting, background, где герои пользуются волшебными палочками как мы пользуемся автомобилями и стиральными машинами, а все остальное зависит от их честности, добропорядочности, и даже соблюдения всех Евангельских заповедей. Получается, что Роулинг изобрела шаблон (на самом деле давно уже изобретенный авторами производственных драм, телесериалов и сиквелов) при наложении которого в принципе на любую тему будет вам рассказ о человеческих отношениях. Давайте поменяем фон и заменим оккультизм пиянством. Гарри Поттер - и вся его команда хронические алкоголики отирающиеся у универсама. Но все произведение выстроено так что в таком случае будет пиарить алкоголизм т.к. там у универсама - приключения, там дружба, там отвага и верность, там победа чистой любви. Гарри Поттер уголовник - опять же сам характер произведения прекрасно отпиарит и этот антураж. Гарри Поттер наркоман - и на эту тему произведение ляжет практически без переделок. Не важно чем герой занимается, важно что там есть место отваге, дружбе, верности, и даже евангельским сюжетам. Гарри Поттер - токарь на шарикоподшипнике ... и тут выйдет примерно то же самое, и главному-инженеру содомиту местечко найдется. Гарри Поттер полицейский - тоже сериал.
Но есть одно но. Задействование в сюжете темы колдовства и магии дает возможность обыграть в финале тему победы чистой любви или дружбы над чародейством - если ружье висит на стене в последнем акте оно должно выстрелить. Надо же как-то в финале оправдаться за семь томов езды по ушам с чудовищами, привидениями и дамблдорами. Что Роулинг и не забывает сделать. В этом плане ничего нового. Если кто-нибудь помнит советский фильм "Чародеи" (оттуда тиражируется ныне песенка "Пока часы 12 бьют"). Действие происходит в НИИ Волшебства (или типа того, занимается внедрением всяких волшебных вещей в быт советских людей), там работают простые советские волшебники. Между ними выстраиваются совершенно человеческие отношения: начальник-подчиненный, любовь, ревность, дружба, бескорыстная помощь. Финалом произведения является победа над чародейством замдиректора НИИ Сатанеева силою любви двух простых сотрудников. Идея картины - можно на метле как на самолете перелететь из города в города, но нельзя с помощью чародейства заставить по-настоящему полюбить, напротив настоящая любовь разрушает чародейство. Почему разрушает не уточняется - просто разрушает. И то хорошо, потому что сатана сатану не изгоняет. Значит - свыше. Правда в фильме, чародейство разрушается избирательно. Палочка волшебная работать не перестает. Удивляюсь как Кураев этот фильм пропустил а на Гарри Поттера пал. Я бы покривил душой если бы сказал что не смотрел этот фильм в детстве с полным восторгом. В детстве привлекали именно кино-чудеса - других чудес не было. Про отношения главных героев, а уж тем более директора НИИ и завлаба - было в упор не понятно. Больше нравилось как Абдулов через стены проходил и "главное чтобы костюмчик сидел". Каюсь публично - пробовали потом, как Абдулов, через стену... Ну этот фильм надо разбирать отдельно, но общие моменты с поттером - ясны.
Можно взять этот фильм в качестве контрольной точки для отслеживания изменений произшедших с гаррипоттером. В любом случае - колдовство остается страшным грехом и не должно пиариться в положительном смысле. Просто в советское время некоторые люди и дети ощущали т.с. "дефицит чудесного" который проявлялся не столько в дефиците морали (или морализирования), а в дефиците именно евагельских чудес. Непросвещенное Благой Вестью мировоззрение искало ответов на вопросы о том а что же там за гранью видимого мира и находило их помойной яме духовности, совсем по притче "О блудном сыне". Именно этим объясняется огромный спрос на публикации об нло, снежном человеке (журнал "техника молодежи" такую "научную" бурду печатал просто в неприличных количествах что стыдно вспомнить!!!) и проч. Читаешь, бывало, такие публикации, боишься, понимаешь, что аргументы все липовые, натянутые, и все равно веришь - так, так, не может не быть, ну не может не быть ТАМ совсем ничего. Поэтому любая фантастика, любой разговор о чудесах вызывали повышенный интерес. Конечно же уровень духовной грамотности был ниже пола но надеюсь что все же не на уровне "род лукавый и прилюбодейный ищет знамений". Дух был в загоне, разум тщетно искал. Это было в Советах где о Боге говорить было нельзя. С чего до такого же уровня докатилась свободная католическая Европа, зачем загнала свой дух в еще худший загон - стоит задуматься. Мы от этого ушли, они к этому пришли. И все таки гарри поттер мне кажется намного более опасным произведением по сравнению хотя бы с тем же фильмом - своей законченностью в приземленном латинском духе.
Еще хотел бы извиниться перед о.Алексием т.к. все таки осудил его и не один раз. Очень хочу надеяться, что о.Алексий просто очень неточно и эмоционально выразился, но я в принципе его понял. Вполне возможно что у о.Алексия просто сработала описанная мною выше ностальгия по советским временам. Есть такие микроорганизмы, которые могут жить при содержании кислорода всего 2%, когда в атмосфере для дыхания его содержится 21%. У многих детство в духовном планет прошло как у этих микроорганизмов. Но вот вопрос - есть ли в гаррипоттере хотя бы эти 2% кислорода?
|