О крещении младенцев в Церкви

  • Одна из многих     11.05.2008 21:46

    О. Владимир, обмен цитатами, как известно может продолжаться очень долго и бесполезно. Я предпочитаю читать тексты, или слушать лекции, и только потом делать непредвзятые (что даётся с трудом) выводы. Необходимо, также, учитывать - где, кому, в связи с чем и с какой целью, пишутся статьи, читаются лекции и даются ответы на вопросы.
    Вместо опровергающих цитат, предлагаю почитать (если слушать затруднительно) ещё несколько ответов на вопросы.

    http://www.russned.ru/stats/1593

    - Известно, что при крещении человеку прощаются прошлые грехи. Есть такое мнение, что чем позже примет человек святое крещение, тем это ему выгоднее. Объясните, верна ли такая позиция?

    - Нужно понять одну простую вещь. Мы можем лукавить и лицемерить друг перед другом, но этого невозможно сделать перед Богом. И когда Бог видит, что мы не крестимся только по этой причине, то Он может нам послать неожиданную смерть. Креститься человек должен, когда он видит, что верит во Христа, и хотел бы начать правильную духовную жизнь, ибо крещение является тем начальным даром благодати Божией, которая воспомоществует в его духовной жизни. Без крещения невозможно достигнуть духовного совершенства.
    В то же время мы видим в истории Церкви две практики. В первом случае крестились во взрослом состоянии, то есть поступали по Евангелию: «Кто имеет веру и крестится», то есть крестились тогда, когда могли разумно принять христианство и креститься во Христа. Но была и практика крещения детей, которая стала распространяться все более активно, и сейчас она повсеместна. Обе практики имеют место и сегодня, и каждый может поступать по своему убеждению. А вот рассчитывать на то, что лучше креститься попозже, чтобы Бог простил побольше, – очень опасно. Нельзя так лицемерить. Крещение – это не магия.

    - Глядя на образ спасенного разбойника, человек может впасть в соблазн спастись через предсмертное покаяние, то есть всю свою сознательную жизнь идти по пути греха, чтобы только в конце сознательно и искренне покаяться?

    - В лукавую душу не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху. Тот, кто сознательно грешит, надеясь: «Поживу, а потом покаюсь», - не получает этой возможности. Потому что лукавство само является раной на душе, которая закрывает двери покаяния. Это не так просто, как кажется. Теоретически – да, можно надеяться, но это только чисто теоретически. Каждому из нас, кто сознательно совершает грех, очень трудно потом каяться. Ведь покаяние состоит не в том, чтобы сказать священнику: «Батюшка, исповедуйте меня» - и назвать грех. Покаяние - это не отчет о проделанных грехах. Если бы это был отчет, то все бесы с восторгом ринулись бы отчитываться в грехах, и бедные батюшки не знали бы, куда деться от этих рожек и копытцев. Нет, покаяние - это сокрушение сердца, отвержение греха, ненависть к тому злу, что я совершил. Там, где нет стыда о своих дурных поступках, там нет покаяния.
    Сейчас еще принято писать свои грехи; напишут целый талмуд и дают батюшке читать. Такое покаяние, конечно, ничего не дает человеку, потому что это – лукавство.
    Разбойник, распятый одесную Христа, всю жизнь грешил и, наконец, попался. И преступления были, видимо, достойные страшной казни распятия. Когда же он искренне покаялся, то были прощены ему грехи. А второй разбойник не изменился и на кресте. Покаяние – великая сила, но она только тогда действенна, когда человек отвергает всю грязь, которая была на нем. Тогда он становится доступным Божественному действию, которое очищает, освящает и спасает.

    - Как разум человека может придти к уверению в собственном спасении и жизни после смерти?

    - Разум может помочь человеку придти к вере в Бога, затем к вере во Христа, затем к вере в Православную Церковь. Для этого есть основания и аргументы. А чтобы спастись, требуется не только разум, а соответствующая христианская жизнь. Если я себя не удерживаю от осуждения, зависти, лицемерия и лжи, то каким бы ни был у меня разум, то я останусь прежним, ни Бога не переживу и ни в каком спасении не уверюсь.
    Что касается уверения во спасении, так в отличие от протестантов, утверждающих: «Мы убежденно знаем и верим, что мы спасемся», православные говорят: «Мы искренне надеемся на то, что Господь поможет спастись».

    - Насколько велика роль самого человека в его приходе к вере, если принять во внимание, что вера есть дар Божий?

    - Не надо смешивать человеческую сторону наших исканий, когда я умом убеждаюсь и прихожу к истинной вере, с состоянием души, когда человек не только умом убеждается, но всем сердцем своим переживает Бога и знает, что Бог есть. Вот это уже есть дар Божий. Об этом вам могут сказать многие люди, которые обращались из неверия в веру. Они готовы были в это время все раздать и отдать, само слово «Господи» приводило их в необычайную радость. Некоторым людям Господь в начале пути дает это переживание, когда они на небесах находятся, а потом это отнимает. Потому что добытое без труда скоро теряет свою ценность. Господь показывает: «Видишь истину и благо? Вот оно где. А теперь добудь это».
    Вера как дар Божий есть состояние, охватывающее существо человека, и Господь дает его по мере нашего смирения или необходимости в начале пути. А со стороны человека должно быть искание, разумное, серьезное отношение к поиску того, где есть вера истинная.

    - На каком уровне человек участвует в своем спасении вообще: на уровне делания, произволения или расположенности к произволению и т.д.?

    - Основной характеристикой православия является то, что можно выразить одним словом – богочеловечество. Человек спасется не Богом, человек спасется не сам, он спасается двуединым, совместным деланием Бога и человека.
    Приведу пример. У меня поражено лицо болезнью, которую могут излечить только солнечные лучи. От меня зависит, поверну ли я свое лицо к солнцу, но исцеляет-то солнце. Поэтому святые Отцы говорят: «Бог спасает нас не без нас». Поэтому требуется и произволение, и расположение, и усилие. Бог не может меня исцелить до тех пор, пока я не повернусь к Нему с мольбой. «Дай мне, сыне, твое сердце», - говорит Господь. Макарий Великий сказал: «Дай мне полушку, я отсыплю тебе десятки тысяч талантов».

    - Из Ваших слов можно прийти к выводу, что Бог любит нас, и только мы сами ставим себя в то или иное положение, мы либо наказываем себя за нарушение законов природы, либо, действуя в согласии с законом Божьим, получаем благо.

    - Ваше замечание весьма ценно. Одной из самых важных характеристик любви является активность, доходящая до жертвы, до отдания своей жизни, что мы видим в Боговоплощении, Кресте и смерти Самого Христа. Мы опытно знаем из нашей жизни: чем больше любви, тем больше этой активности, тем больше жертвы. Поскольку само творение Божие создано по любви, то все отношение Бога к человеку в любой момент его существования оказывается любовью. Но Бог при этом не может коснуться свободы человека. Как самая нежная любовь, Он хочет сделать благо, но не смеет проявить насилие. Бог говорит: «Вот это полезно и вот это хорошо, но ты, человек, выбирай сам». Бог со Своей стороны делает все, что возможно, для спасения, но от человека зависит принять это или не принять. Один опытный священник, игумен Никон (Воробьев) заметил, что отныне, с пришествием Христа, наше спасение – в наших руках.3 Бог сделал все, Он открыт, Он, как солнце, светит всем нам, откройте хоть немного свои шторочки, пропустите немного света. Насилия Бог предпринять не может. Это мы можем своей любовью задушить человека, а Бог не может касаться нашей свободы.

    3. «Как бы тяжело здесь ни было, но всему земному настанет конец. А после смерти вечность без конца, вечность или в неизреченном блаженстве, или в ужасной муке. Выбор в наших руках. Господь хочет всем радости вечной, но насильно никого не влечет к Себе. Не хочешь быть с Господом во свете и блаженстве, пойдешь к дьяволу в вечную тьму и муку». - Игумен Никон (Воробьев). Нам оставлено покаяние. Письма о духовной жизни. – М.: Сретенский монастырь, 2006.

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика