Учение Церкви или "церковные мифы"?
- Потапов
29.04.2008 18:44
"Вода живая" опубликовала полный текст выступления о.Георгия Митрофанова http://news.aquaviva.ru/news/date/2008-04-22/id/660/ Обещание опубликовать этот текст, а также "другие материалы конференции" впервые прозвучало на сайте еще 3 января http://news.aquaviva.ru/news/date/2008-01-03/id/384/ Как говорится, не прошло и года... Пока полностью обнародован только один доклад. Ждем-с. Текст значительно сглажен и подчищен от явных нелепостей (в частности, от клеветы на семейную жизнь благоверного государя Николая Александровича). Так что, в конечном счете, критика "Русской линии" только пошла ему на пользу. Хотя первоначальное сообщение о докладе от 9 января, представляющее его совсем в иных красках, все еще висит на сайте http://news.aquaviva.ru/news/date/2008-01-09/id/383/
Разница между ними довольно большая. Но и в новом варианте некоторые места весьма и весьма спорны.
Допустим, это: "Когда речь заходит о святых мирянках (здесь известна Иулиания Лазаревская), мы обнаруживаем довольно своеобразный рассказ о ее жизни. Она была женой служивого дворянина. У нее было несколько детей. Казалось бы, перед нами повод поговорить о христианской семье. Но что поражает в ее житии? Ее поразительная отстраненность от собственной семьи. То, что муж ее, по большей части, проводит время, осуществляя службу на отдаленных окраинах Руси, как будто является для нее благом. У нее есть дети, но у нее не столько забота о собственных детях, сколько забота о других страждущих, скорбящих. Это составляет суть ее жизни. Возникает ощущение, что святая Иулиания тяготится своей семейной жизнью, мечтая о полноценном монашестве, и еще прибывая в браке, уже живет, как настоящая монахиня. Монашеского венца она не удостоилась".
Или это: "Автор «Домостроя» в вопросах, касающихся отношений между супругами, построения семьи исходил из каких-то совершенно иных, не Церковью данных принципов. Единственно, где присутствует церковная тема в «Домострое» в плане семейном, это, конечно, практика постовая, праздничная, посещение богослужения. Но, собственно, только этим влияние Церкви на построение семейных отношений ограничивается. По существу, в «Домострое» перед нами представлена полу языческая если не почти языческая семья, с точки зрения взаимоотношений мужа и жены".
или это: "Я сейчас оставлю в стороне вопрос о пушкинской Татьяне, которую только Достоевский мог воспринимать, как идеал женщины-христианки притом, что она вытворяла до брака"
или это: "Опять перед нами как какое-то исключение, но к счастью в отличие от Петра и Февронии, все-таки исторически достоверное".
а в итоге "вывод": "патриархальная, русская крестьянская семья меньше всего была христианской. И в ее истории мы очень мало можем увидеть верных ориентиров для создания христианской семьи в современных условиях. Более того, опыт XX века показал, что наша семья не только в силу тех обрушившихся на нее внешних испытаний, легко оказалась разрушенной, а оказалась так легко разрушенной еще и в силу того, что прочной семьи в нашей стране не существовало".
Семья была разрушена, потому что ее и "не сущестововало". Такие вот научно-богословские пироги.
|