Рождественские Чтения 2008: впечатления одного из участников
- Непомнящих Игорь
25.04.2008 07:23
Полностью согласен с Вами, что говорить что-то новое в православном богословии уже нечего. Но кроме богословия (как науки о словесном выражении духовного опыта) нужна и православная антропология (христоцентричная антропология). И здесь могу только повторить, что "если основы православного богословия достаточно глубоко разработаны Отцами Церкви и могут служить фундаментом православной науки, то этого нельзя сказать о православной антропологии, которая разработана лишь, естественно, в пределах их собственного опыта – опыта монахов, опыта аскетов, но не опыта мирян, активно участвующих в государственной, научной, деловой или иной деятельности. Например, если обратиться к преп. Исааку Сирину, то можно убедиться, что "главное, кажется, что вдохновляет автора, это бегство из мира и стремление к истинному духовному созерцанию. При чтении Исаака Сирина чувствуется… невозможность достичь истинного ведения в общении с миром и с людьми, – это встречается почти на каждой странице книги." (Архимандрит Киприан Керн. "Антропология св. Григория Паламы")." Кроме того, для православных мирян необходимо сегодня иметь православную парадигму (то есть иметь по существу православную науку) и в таких составляющих антропологии как философии, психологии, медицине (в которых сегодня доминируют западные или восточные пардигмы), в естествознании (которое сегодня также полностью контролируется или западным редукционизмом, или восточным холизмом). Иначе мы в храме православные, а вне храма повторяем зады современного Запада или древнего Востока. И не только миряне. Рождественские чтения показали, что многие наши богословы- клирики проповедуют в науке (не скрывая этого!) платонизм, то есть язычество.
|