Опереточная Россия
- В. Градин
22.04.2008 19:09
„ПОКА КАРТИНА” - только ухудшается: http://www-history.univer.kharkov.ua/ukraine/links/index.html http://www-history.u niver.kharkov.ua/ukraine/publications/
Харьковский университет им. В.Н. Каразина
ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ОБЩИХ КУРСОВ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ Для студентов дистанционной формы обучения
ИСТОРИЯ УКРАИНЫ ХІХ–начала ХХ вв. Часть 1 проф. Б. К. Мигаль
Тема 1. УКРАИНСКИЕ ЗЕМЛИ ПОД ВЛАСТЬЮ РОССИЙСКОЙ И АВСТРИИЙСКОЙ ИМПЕРИЙ в период начала ХIХ–в. В первой половине ХІХ в. российское правительство проводило активную внешнюю политику, которая привела к ряду войн с Турцией, Персией, Швецией, Францией, народностями Северного Кавказа. В этих войнах украинский народ принимал участие, поставляя в российскую армию человеческий состав (рекрутские наборы, формирование казачьих полков, поставка армии продовольствия и транспорта). В результате войн к России были присоединены смежные с украинскими землями земли центральной Польши, Молдавии и нижнего течения Дуная.
Тема 5. СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ В УКРАИНЕ в первой половине ХIХ–в. Переходя к изучению темы, студенты должны понять, что развитие культуры украинского народа происходило в условиях угнетательской, антиукраинской политики как царского правительства в России, так и имперского правительства Австрии. В условиях развития капиталистических отношений правительства были вынуждены идти на реорганизацию образовательной системы. В подвластных России украинских землях в данный период были открыты Харьковский и Киевский университеты, три лицея, гимназии как средние учебные заведения, расширена система начальных школ и частных учебных учреждений. Университеты и лицеи стали главными центрами научных разработок, в которых формирова лись кадры научных школ и специалистов, проводились исследования и вырабатывались рекомендации по практическому использованию их в хозяйстве. В ряду выдающихся деятелей науки и культуры (М. Костомаров, М. Максимович, И. Срезневский, Т. Осиповский, М. Остроградский, И. Котляревский) на первое место следует поставить имя Т. Г. Шевченко — гения украинского народа, основоположника новой украинской литературы и литературного языка.
ИСТОРИЯ УКРАИНЫ ХIХ–начала XX вв. Часть 2 проф. Б. К. Мигаль
Тема 9. Изучение этой темы должно привести студента к четкому выводу о том, что национально-освободительное движение в Украине в конце ХІХ–начале ХХ вв. приобретает массовый характер и приводит к созданию украинских национальных партий РУП, УНП, УДП, УРП, Социал-демократической «Спилки». При этом необходимо знать социальный состав партий и основные программные требования. Деятельность этих партий проходила в условиях существования общероссийских и национальных партийных организаций, таких как РСДРП, Социалистов революционеров, группы «Освобождение» (кадетов), Бунда, ППС и др.
Тема 10. РЕВОЛЮЦИОННЫЕ СОБЫТИЯ В УКРАИНЕ 1905–1907 гг. Революция 1905–1907 гг. была закономерным последствием экономического и политического развития России. Важное место в изучении темы занимает, прежде всего, выяснение причин, характера и движущих сил революции. По своему социальному содержанию это была демократическая революция, перед которой встали задачи ликвидации феодально крепостнических пережитков, прежде всего помещичьего землевладения, свержение самодержавия, установление республики. Многомиллионные массы национальных окраин России, принимая участие в революции, боролись за ликвидацию национального гнета и создание национального государственного самоуправления.
Тема 11. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ УКРАИНСКИХ ЗЕМЕЛЬ НАКАНУНЕ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ. При изучении темы надо обратить внимание на особенности положения и развития украинских земель в 1907–1914 гг.; нужно учесть, что этот процесс происходил в условиях разгула шовинизма против украинского национального движения. Усиление наступления имперских правительств России и Австро-Венгрии на права украинского населения привело к возрастающему сопротивлению и усилению украинского национально-освободительного движения, распространению идеи независимости Украины.
Тема 12. УКРАИНА В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ Необходимо знать фактический материал об антиукраинской русификаторской политике российского военного командования на территории оккупированной Восточной Галичины и Северной Буковины. Предметом внимания должна быть политика российского правительства, направленная на искоренение «сепаратистского» движения украинцев, преследование и уничтожение его проявлений.
ИСТОРИЯ УКРАИНЫ (1917–1939 гг.) доц. С. А. Наумов Тема 10. ПРИНУДИТЕЛЬНАЯ КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА УКРАИНЫ. ГОЛОДОМОР. 4. Объясните и обоснуйте тезис об искусственном характере голода 1932–1933 гг., назовите его причины. Обратите внимание на такие вопросы: голод в Украине и за ее пределами, положение села и города, поведение органов власти, масштабы и последствия голодомора.
ИСТОРИЯ УКРАИНЫ (1941–начало 2001 гг.) проф. В. В. Калиниченко (темы 1–6) доц. А. В. Скоробогатов (тема 1) Тема 1. УКРАИНА В ПЕРИОД ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ 6. ОУН в 1939–1941 гг. Раскол. ОУН(б) и ОУН(м). Ставка на войну. «Нахтигаль» и «Роланд», походные группы. Акт о возрождении украинской государственности 30 июня 1941 г. и репрессии со стороны немцев. Создание Украинской повстанческой армии. Структура, организация, численность. Боевые действия УПА. Р. Шукевич, главнокомандующий УПА. За что боролась УПА? Решения III Конгресса украинских националистов. Демократизация политической программы. Борьба ОУН–УПА против советской системы, за Украинское соборное независимое государство в 1944–1954 гг. Гражданская война на западно-украинских землях. Жертвы войны.
И это „история”, которую пишут историки университета, где работал выдающийся русский учёный - Андрей Сергеевич Вязигин. Главу из его книги "Манифест сознательного национализма" недавно опубликовала Русская линия: http://www.rusk.ru/st.php?idar=105216
|