Рождественские Чтения 2008: впечатления одного из участников
- Волков Олег Анатольевич
11.04.2008 18:55
Игорь Анатольевич, я подумал, что наша с Вами дискуссия вызвана не тем, что мы с Вами что-то по разному понимаем или принимаем, а тем, что используем понятия (Божественный промысел, Божественный дар, благодать Святаго Духа) близкие по смыслу (как проявления в тварном мире нетварных Божественных энергий), но различающиеся по своей роли в организации тварного бытия. Когда Вы говорите, что Божественный промысел не нуждается ни в каких принципах, Вы очевидно имеете в виду, что всякое созидание нового в нашем мире является промыслительным, поэтому ничего дополнительного к Божественному промыслу в творении быть не может. Но это не исключает того, что сам Божественный промысел выступает в творении с одной стороны как основа, фундамент, субстанция тварного бытия, а с другой стороны как направляющая сила его развития. Как основа бытия Божественный промысел не может не включать в себя все основополагающие принципы бытия (логосы по Максиму Исповеднику), воспринимаемые нами как Божественные дары (в том числе дары свободы, любви, т.е. самоорганизации), которые являются неизменными, умопостигаемыми и потому составляют предмет науки. С другой стороны динамизм бытия обусловлен взаимодействием этих неизменных принципов с животворящей благодатью Святаго Духа, которая составляет направляющую сторону действия Божественного промысла. Познание этой стороны Божественного промысла открывается не уму, а сердцу через созерцание эстетических свойств бытия. Поскольку каждая тварная сущность является плодом обоих сторон Божественного промысла, в ней есть и то, что открывается уму, и то, что открывается сердцу. Соединение того и другого является источником духовного познания. А характер взаимодействия их как раз и описывается принципом синергии.
|