Анонимные Алкоголики: конечно, это - секта!
- доктор
09.04.2008 15:39
"Доктор, нам тоже было бы лестно так думать - и что программа протестантская, и что россиянину она не подходит, и что мы, дескать, этакие исключительные, что остаемся трезвыми (есть глупенькие, что так и думают). Увы, это не так."
Думаю, что "Русофилу" удалось подробно окончательно объяснить Вам истинное религиозное лицо программы "12 шагов". Что касается отличий русского менталитета от западного американского внутреннего мира (в большей степени протестантского), где и родилась основа "Анонимных алкоголиков", то о них полновесно пояснено в фрагменте из статьи на тот момент кандидата психологических наук, доцента Фанталовой Елены Борисовны «Мысли о русском катарсисе». Текст в полном объёме был опубликован в журнале «Прикладная психология», 1998 год, № 4. Она поможет Вам и тем, кого Вы уже столько лет по наивности вводите в заблуждение, трезвее взглянуть на разницу нашего менталитета от того же у американского (в основном протестантского) народа и, соответственно, невозможности применения в нашей стране чужеродных технологий в классическом виде:
«… Конечно, без учета этнопсихологического момента (менталитета) адекватного метода в нашей отечественной психотерапии родиться не может. Здесь может быть уместно, обращаясь к П.А.Флоренскому, вспомнить о происхождении и толковании русского понятия "истина" как отражающего русский менталитет, с одной стороны, а также раскрывающего сходство "внутренних миров" у русских, с другой. Так вот. Русское "истина", согласно П.А.Флоренскому, сближается с глаголом "есть" (истина = естина). Это понятие закрепляет в себе абсолютную реальность и подлинность происходящего.
В контексте русского менталитета это представляется очень важным, так как на таком понимании истины основана русская культура, русская духовность. Акцент в русской истине делается на непосредственность переживания подлинности человеком русской культуры. И если возможность такого переживания, такой "сверки" утрачена, то вместе с этим утрачивается и возможность ощущения удовлетворенности жизнью, ощущения радости.
В этом смысле отдача тайны о себе, правды о себе другому человеку, которому можно ее доверить, для русской культуры акт вполне закономерный, органически связанный с ее духовными корнями и историей. Это важно помнить и в психотерапевтическом плане, так как то же понятие истины имеет, согласно П.А.Флоренскому, свои оттенки в других культурах и этимологии греческого, латинского и еврейского "истина" далеко не идентичны между собой. Сказанное выше в известной мере указывает на то обстоятельство, что для облегчения состояния русской души применения одних западных психотехник, будь то психодрама, гештальттерапия или нейро-лингвистическое программирование, просто недостаточно. Они, вероятно, хороши многим (хотя все по-разному), но основных требований русской души, опирающейся на "русскую истину", они удовлетворить не могут. Не могут, поскольку в них (по понятным причинам) не учтена возможность "выхода наружу" русской глубинности, не терпящей каких бы то ни было психотехнических "рамок" и "управлений" и требующей, наоборот, свободы, спонтанности и резкого катартического выхода всех душевно-духовных противоречий…
… почти любая, по крайней мере из известных, психотехника предполагает один и тот же довольно хитрый и потому глубоко не русский "заход": клиенту предлагается определенный психотехнический сценарий (особенно преуспел в этом психоанализ с его тяжелым, многоступенчатым психотехническим аппаратом, но, к сожалению, не только он). В этот момент клиент, не думая ни о каких последствиях, забывая всё и вся, доверчиво принимает этот сценарий и следует ему, иногда с любопытством, иногда просто слепо веря в успех. Ну а затем, когда все кончается и сценарий иссякает, он вынужден опять "спуститься на грешную землю", вернуться в свой внутренний мир, который никуда не исчез.
Правда, предприимчивые психотерапевты и здесь не забывают упомянуть о положительной динамике, о появлении новых, ярких эмоций, всколыхнувших клиента, о том, что это уже "другой клиент", "психотерапевтически подправленный", с иными установками и оценками, и т.д.
Но по мере того, как "рассеивается туман" после окончания сеансов, наступает и постепенное "посттерапевтическое отрезвление". [b/] Возвращается все "на круги своя", а вместе с этим и тревожная мысль: "Я такой же как был до…мало что изменилось"…»
И после каждой группы один тот же цикл, хорошо только на группе, а потом только последействие - до следующего раза. Снова и снова. А Вы всё утверждаете - нет зависимости. Потому и не пускают врачи-наркологи Ваши группировки к себе. Идеология ошибочна и душе русской абсолютно никак не полезна. И точка. Сколько можно переливать из пустого в порожнее. На эту тему столько всего написано, а Вы всё кичитесь своими контактами с американскими коллегами. Не к месту, простите.
|