В рясе цвета спелого апельсина

  • Фролкина     07.04.2008 04:19

    Хочу предложить вниманию форума вот какие соображения.
    Игумен Петр - олицетворение борьбы за "иерархию христианских ценностей", за различение веры и обряда, за очищение веры от предрассудков.
    Я приводила кое-что из статьи Нарочницкой. Кратко повторю: Нарочницкая утверждает ( НЕ по поводу о. Петра), что "борьба с обрядоверием" на самом деле является борьбой с самим фактом проявления традиционной веры. Потому что традиционная вера - православие - обязательно приведет к подъему национального самосознания.

    А вот что говорит об "обрядоверии" о. А. Шантаев в книге "Священники. Колдуньи. Смерть". "Религиозность сельской паствы не родственна религиозности священника, НЕ именно по сути, а по развитию и движению интенций, в конечном счете совпадающих, сходящихся в едином центре - во Христе, в Его Церкви". /М., "Благо", 2004 с.33/ Он на самом деле глубоко рассматривает этот вопрос, с привлечением большого количества литературы. Не буду утомлять избыточным цитированием. Скажу только, что вывод о. Александра вот какой. У священника и у бабушки, которой не все равно, через какое плечо передаются свечки - вера одна! Бабушка никакая не язычница. Крестьянские народные представления - это огромная самобытная культура, это целый мир, и этот мир - православный, в основе которого - благоговение и богобоязненность.

    Игумен же Петр, напомню , считает, что такого рода суеверия - язычество чистой воды. "Нужно почаще задавать себе вопрос: я-то с Богом как? Не подменяется ли жизнь с Богом, жизнь Богом, не заменяется ли она Богослужением, постами, послушанием, чтением только духовной литературы, правилами, обязанностями.. - всей внешней формой, обрядом? Бывает ведь нередко, что все это есть - а Христа во всем этом нет". /с.259-260/

    Зачем я все это вспоминаю? А вот зачем.
    В церковную жизнь и в церковное информационное пространство давно вошло понятие "неофит". Оно где-то тождественно понятию "дурачок". О. Петр посвятил много работ смысловому наполнению этого понятия. Опять посмотрим в книжку. Да и особо смотреть незачем. Общеизвестно, что неофит упирается в пресловутую "форму": "Мы уже говорили, что форма в Церкви - лишь обряжение Духа. Нет Духа - безполезны формы... Отсюда неумеренная "борьба за Православие", понимаемая как консервирование исторически сложившегося внешнего чина Церкви; отсюда - покривление внутрицерковных отношений, завышенное, магическое понимание правила, послушания, Иисусовой молитвы и прочих частных вещей" /с.262/ Как я показала выше, относительно форм есть и другое мнение. Сильно другое.

    Но понятие "неофит" имеет и другую половину определения, тоже всем известную. "Был человек нормальный; уверовал, ударился в аскетику - и стал нравственным уродом, совершенно непереносимым для ближних" /с.272/. По-моему, нынче практически каждый знает, что так можно только отвратить от веры.
    Таким образом, чтоб не выглядеть дурачком и не совершать ошибок, нам предлагается 1) бороться с обрядоверием (что это такое на самом деле - есть мнение Нарочницкой) 2) не надо афишировать свое православие и тем более не надо никого осуждать. Правильность такой точки зрения даже не обсуждается.

    Несогласие с п. 2 я знаю только одно. Это статья Медведевой и Шишовой "Критика чистой радости (не по Канту)", есть на Православии.ру Может ли человек, узнавший о захватывающей дух нравственной высоте, на которую зовет нас Евангелие, ничем не отличаться в поведении от того, кто не имеет понятия ни о чем подобном? Только ли благодушие должен сеять он вокруг себя? Только ли радовались чистой радостью все те, без исключения, кто окружал Господа нашего Иисуса Христа во время Его земной жизни?
    ...Я не знаю ответов на эти вопросы. Знаю только, что эта статья вызвала ярость в ЦДРМ. Вызвала шквал стереотипных (очень эмоциональных и очень косноязычных) отзывов на нее, размещенных на сайте Православие ру. Там даже один человек, чье мнение (хорошее) прорвалось только к концу полемики, выразил недоверие порталу, спросил, почему, мол, выбираете только негативные отзывы. Ну, тут трудно что-либо утверждать. Невозможно. Но иррациональная ненависть к этим публицистам (а именно их одинокими голосами была остановлена вакханалия секспросвета в стране) переходит всякие мыслимые пределы. Это непостижимо уму!!! Я никогда доселе не ходила по ссылкам, размещенным на православном - православном! - форуме ЦДРМ. Теперь понимаю - Бог миловал. Убедитесь сами.

    http://srechkunov.narod.ru/dop.html

    Последний отзыв о творчестве публицистов, размещенный на этой странице, интересен еще и тем, что начинается словами "прочла статью", а в середине встречается выражение "рыдал весь насквозь". Грамматическая конструкция не оставляет места предположению, что здесь опечатка. Если б просто не было "а" на конце глагола, то дальше не шло бы слово "весь". Со словом "прочла" - аналогично. Видимо, евангельская жизнь по-ЦДРМовски допускает такие образчики народного творчества. Немедленно вспомнилось, из иеродикона: "Студенты прекрасно воцерковляются и становятся вполне полноценными православными христианами... Плохих плодов не видел..."

    Вот кому бы судиться с ЦДРМ!
    С другой стороны, понятно, почему писательницы никак не защищают свои честь и достоинство. Судиться - значит априори предполагать хоть сколько-нибудь паритетные отношения... А это - уровень кабака. Да даже не кабака...

    Дальше я рискну предположить.
    Думаю, что понятие "неофит", которое мы сейчас имеем, является одной из основных побед церковного либерализма. Того либерализма, от которого путь - к отступничеству.(по Лефевру). Это гвоздь крепко заколочен в наши несчастные головы: правильный христианин - это тот, у кого вера запрятана глубоко-глубоко, чтоб никто и не догадался... "Мир, мир во всеми - это главное!" - говорят нам. А вот и подходящая цитата из игумена Петра:" Болезненное осуждение всех и вся... Ярче всего это качество неофита видно из его отношения к неправославным людям. Неофит уверен в их погибели и даже часто злорадно желает ее всем. Он занимает крайне жесткую позицию в отношении всякого церковного разномыслия, называя его, например, модернизмом, обновленчеством, экуменизмом, и проч., - в то время как христианский опыт свидетельствует, что нормой правильной христианской жизни является все большее со временем помягчение к носителям таких явлений, - разумеется, с трезвым пониманием их сути и без того, чтобы ввергаться в них". Каков пассаж!

    Господь говорил нам, что не мир пришел Он принести на землю, но меч. Какое согласие у света с тьмою?.. Да как какое? Такое, как у Ивана: где-то и секспросвет не помешает. В виде публичных лекций. Хорошая христианка, по науке ЦДРМ - это дама приятная, а преуспевшая христианка - дама, приятная во всех отношениях. ...Соль, потерявшая силу.

    Вспоминаются чьи-то слова, приведенные в статье В. Семенко: "Что вы все так напрягаетесь по поводу этого Мещеринова? Лет через 15 вся церковь будет такая". Упаси Бог!

    Как известно, Лаодикийская Церковь представлена в Апокалипсисе как последняя Церковь исторического периода. Помните? "Ты ни холоден, ни горяч." Лаодикия - еще как будто Церковь, но уже и не Церковь. Из семи Церквей Апокалипсиса именно она осуждена наиболее безпощадно.

    http://www.pravoslavie.ru/guest/040501161206 Это интервью с Нарочницкой, если кому интересно.
    Цитаты - из книги Игумен Петр (Мещеринов). Беседы о вере и Церкви. М., Даниловский благовестник, 2004

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика