В рясе цвета спелого апельсина

  • иеродиакон Викентий     03.04.2008 18:20

    Досточтимый Андрей Брониславович!

    а) Вы как-то излишне все утрируете (на мой взгляд, простите - несколько мелодраматично). Так, Вы изложение исторического дисциплинарно-литургического ФАКТА об Успенском посте уравняли с дивольским сознательным искусительным и соблазнительным ОБМАНОМ. Но логика не велит нам так поступать. Вот тут м-м Фролкина и г-жа Строгая Аналитичка... извините... Учительница обвиняют иг. Петра, что он якобы "подменяет тезисы". А данный пример - не ярчайшая ли иллюстрация этой вот самой подмены тезиса? Ведь, продолжая логику, из Ваших слов следует, что историческое (да и всякое, стало быть) знание для христианина является искушением. Вы любите святоотеческий фундамент; вспомните, что говорили по поводу рационального познания такие Отцы, как свв. Василий Великий, Григорий Богослов, Филарет Московский? Опять же, если принимать эту Вашу "аналогию", то алчущие и жаждущие правды отнюдь не блаженны, а наоборот, грешат, ибо смущают и себя, и неутвержденные души... Уж действительно, впору отпрянуть.

    б) О точке отрыва. Это точка в Вашей интерпретации приводит к констатации того, что есть люди (и их большинство?), которым знание истины принципиально неполезно. Кто будет определять разряд этих людей? Мы с Вами (нам полезно, а вот остальным - неполезно)? Форум РЛ? Согласитесь, очень неопределенное положение, чреватое осуждением ближнего, неуважением и унижением его: "не дорос", "глупенький", "неокрепший", "соблазнится", и т.п. Это нехристианское отношение к людям. Плохо, когда оно ассоциируется с Православием.

    в) Вышесказанное зиждется на гипертрофизации грешности человека. "Все души неутвержденные, ибо все мы крайне грешны" - вот Ваш контекст. Но ведь мы - в Церкви, где Бог дал нам духа не боязни, но силы и любви и целомудрия (Ап. Павел). У нас - Таинства, молитвы, Св. Предание, весь попечительный чин Церкви. Это одухотворяет человека или нет? Если нет, то наше христианство бессмысленно. С нашей стороны потребны опаска? - да, усилия? - да. Но из этого не следует, что "истина не для всех". Гипертрофизация грешности - это не православное, а вот именно исконно лютеранское учение, а Православие учит нас о синергии и об ответственности человека, а не о том, что он будет в Церкви всегда как в детском саду (используя выражение иг. Петра). К сожалению, это лютеранское учение укрепилось в православных умах. Но не надо считать его святоотеческим, а тем более евангельским.

    в) С речением греческого старца, вместе с Вами, согласен. Но - опять же: где критерий блага? Наверное, не в нашей дискуссии, и не в "мочении" о. Петра на форуме РЛ...

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика